Печка с изразцами – что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов

Конструкция изразцов

Изразцы – это керамическая плитка оригинальной конструкции. Полотно плит может иметь разную фактуру – гладкую, шероховатую, структурную. Но суть изделий – коробчатый формат.

Плитка состоит из:

  • лицевой части;
  • пластины – самого верхнего слоя;
  • румпы – элемента, который и выделяет эту керамику среди всех остальных видов;
  • отверстий для штырей, расположенных в румпе.
Печка с изразцами – что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов
Рисунок 2. Конструкция изразца

Объёмная форма, образованная за счёт румпы, делает облицовку термоинертной – теплоотдача печного покрытия ощущается несколько дней. Благодаря коробкам между плиткой и поверхностью камина образуется пространство. Ему мы и обязаны аккумуляцией тепла и столь продолжительной отдачей тепла помещению.

Отверстия в румпе нужны для штырей или проволоки, которые вмуровывают в кирпичные стыки – это делает отделку более прочной и надёжной. Классическая схема облицовки подразумевает отказ от клея или других подобных связующих. По этой причине теплоотдача повышается ещё больше.

Несмотря на инертность теплоносителя, тепло печи, покрытой изразцами, очень мягкое. Хорошо прогревая помещение, печь при этом не способна обжечь.

Какие изразцы применяются?

Изразец – это отдельный элемент инкрустации отопительного устройства — печи или камина.

  • Спереди он представляет собой декоративную плитку, которая может быть выполнена и расписана как ручным способом, так и с помощью механизированных устройств.
  • Задняя часть изразца изготовлена в виде специального короба с четырьмя боковыми стенками. Такой способ позволяет лучше сохранить тепло, выделяемое печкой. Печь, обложенную такими элементами, и называют изразцовой.

Печка с изразцами – что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов

Технология изготовления изразцов с веками практически не поменялась, многие процессы стали механизированы, но основной принцип их производства остался тем же.

Сырьем для получения изразцовой плитки служит глина, которую потом обжигают, как обычную керамику. Средняя масса одного готового изразцового элемента составляет от 200 до 400 грамм.

Все многообразие данной продукции можно классифицировать по следующим признакам:

  1. Геометрия изразцов. Существуют плоские, угловые, фасонные и карнизные детали. Плоские элементы применяются для облицовки ровных поверхностей. Угловые изразцовые печи нуждаются в применении деталей, изогнутых под определенным градусом. Фасонные или карнизные изразцы применяют на выступающих поверхностях
  2. Рельеф поверхности. Выпускаются как гладкие, так и выпуклые элементы
  3. Рисунок, наносимый на изразцы. Подобные изделия могут быть глянцевыми, матовыми, с рисунком или без него
  4. Стиль орнамента. Существуют русский, ярославский, голландский, немецкий, испанский и прочие стили изразцов, отличающиеся друг от друга неповторимым и узнаваемым стилем рисунков и орнаментов.
  5. Румпа (те самые бортики на задней части изразца). Выпускаются изделия с простыми, загнутыми и многоячейными румпами.

В качестве объекта для облицовки довольно часто используют русскую печь и другие подобные конструкции.

Как сделать изразцы самостоятельно?

Оригинальный формат облицовочной керамики появился в качестве ответа на необходимость хорошего прогрева помещения и длительного удержания тепла. Некоторые современные модели печей характеризуются заметной разницей температур внутренней и внешней зон печной поверхности. Благодаря этому, для их облицовки вполне хватает и привычной керамической плитки. В остальных случаях гораздо целесообразней использование коробчатых плит.

В прошлом керамику с румпой отливали в деревянных формах, после чего монтировали коробку и расписывали определённым образом. Сегодня в производстве плит комбинируют и традиционные технологии, и современные наработки.

Этапы современного производства изразцов:

  • делают гипсовую форму; исходя из расчётных габаритов плит, отливают заготовку; собрав из нескольких частей основу, её покрывают спецсоставом, после чего монтируют опалубку и заливают модель гипсовой смесью; форму доводят до ума, чистят и сушат;
  • готовят сырьё – глину; сырьё нужно очистить от примесей и сделать пластичным; для придания необходимой степени вязкости глине дают отлежаться, а после долго и очень качественно перемешивают – удаляют из смеси воздух;
  • готовым сырьём заполняют форму, тщательно проминая его в направлении от центра к периферии; после этого глину оставляют сушиться – влагу из сырья вбирает в себя форма; в итоге глиняная масса усаживается и отходит от стенок формы без усилий; на этой стадии полуфабрикаты достают из форм и направляют на просушку в спецкамеру, характеризующуюся необходимой температурой и степенью влажности;
  • будущие изразцы отправляют на обжиг в печь; здесь плитка набирает прочность, приобретает цвет и необходимый коэффициент влагоустойчивости;
  • полотно элементов декорируют глиной или глазурью, после чего определённым образом расписывают;
  • на финальной стадии плиты ещё раз обжигают – это необходимо для образования монолита основы и глазури и для формирования окончательного оттенка; иногда после окончательного обжига на плитку наносят ещё один слой декоративного состава – например, краски.

Всё это любопытно, но у многих возникает закономерный вопрос – возможно ли изготовление качественных изразцов для печей своими руками? Это непросто, но ответ положительный – самостоятельно сделать проверенную веками керамику можно.

Процесс изготовления керамики разбит на этапы. Начинать нужно с подготовки сырья.

Заготовка глины

Глина есть в продаже, но можно заготовить её своими силами. Если предполагается самостоятельная работа, то рекомендуется озаботиться запасами в тёплое время года. Глиняные комочки следует хорошо просушить под прямыми солнечными лучами.

Высушенную глину разбивают трамбовкой и просеивают, удаляя примеси. Раскрошенное сырье заливают водой и тщательно перемешивают. Во время этой процедуры на поверхности оказывается весь шлак – его убирают. Манипуляцию повторяют до тех пор, пока не перестаёт всплывать мусор.

Печка с изразцами – что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов
Рисунок 4. Заготовка глины

Для работы желательно использовать спецёмкость, в которой делают разновысокие отверстия. Последние вначале закупоривают, но, по мере промывания, постепенно открывают. Благодаря этому жидкость сливается – в таре остаётся жидкое сырьё. Глину перемещают в широкий невысокий таз и снова просушивают на солнце. В процессе выпаривания исходник постоянно перемешивают. Готовым считают тестообразный пластичный материал.

Изготовление формы

Печка с изразцами – что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов
Рисунок 5. Раскатывание заготовки

Облицовочные материалы можно изготовить какой угодно геометрии. Исходя из желаемой, готовят форму из гипса. Схема изготовления глиняной заготовки:

  • из куска глины раскатывают лепёшку;
  • острым инструментом вырезают требуемую фигуру и выравнивают грани;
  • лепят структурную иллюстрацию и с помощью стека наносят узорный эскиз; контур заготовки оформляют глиняными валиками.

Далее из брусков делают рамку, в которую помещают заготовку. После этого в воде разводят гипс – из соотношения 7:10 (гипс:вода). Модель из глины увлажняют, а затем заливают гипсовой смесью.

Сперва смесью покрывают модельный узор, тонкослойно. После этого составом заполняют рамку до самого края. Для схватывания гипса хватает 15 минут. Спустя четверть часа рамку удаляют, а форму очищают, вымывают и просушивают. На этой стадии её уже можно использовать для изготовления плиток.

Печка с изразцами – что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов
Рисунок 6. Формовка плитки

Гипсовая модель готова – её заполняют податливым материалом. Вдавливая глину в структурную поверхность формы, следят за тем, чтобы сырьё заполнило собой все детали. Далее – черёд румпы. Коробку делают из четырёх валиков, которые располагают на заготовке. Нужно помнить о проволочных отверстиях. После того, как полуготовый изразец слегка застынет, его извлекают из основы.

С помощью любого гладкого элемента полируют глину. Итогом должен стать небольшой блеск поверхности. Декоративный элемент на время оставляют – ему нужно высохнуть.

Печка с изразцами – что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов
Рисунок 7. Процесс формования изделия

Подсохшую плитку кладут в муфельную печь (устройство нагрева, для которого характерно наличие защиты от топлива и продуктов сгорания). Между изразцами должно быть небольшое пространство, иначе элементы спекутся вместе. Температура обжига – около 900 градусов. Время обжига – примерно 4 часа. После термообработки извлекать

можно только тогда, когда они полностью остынут.

Роспись плитки

Печка с изразцами – что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов
Рисунок 8. Роспись изразца

На этом этапе производства плитка функциональна, но недостаточно эффектна. Минус устраняют с помощью росписи. Есть два варианта декорирования:

  • холодный метод; в ход идут масляные краски – плитку олифят, просушивают в течение дня, декорируют, снова сушат и лакируют; повторный обжиг не нужен;
  • роспись ангобами (покрытием из жидкой глины); требуется разносортная глина и второй обжиг; есть два подварианта этого метода:
    • плитку смачивают в воде, после чего обрабатывают тонким слоем светлого ангоба; дав изразцу чуть подсохнуть, его расписывают термоустойчивой гуашью; при отказе от эмалирования плитки в ангоб домешивают толчёное стекло – для упрочнения; после росписи детали вновь отправляют в печь;
    • плитку покрывают сметанообразной глиной; нужно учитывать, что при термической обработке расписанная изразцовая керамика может менять цвет.

Процесс глазуровки

Печка с изразцами – что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов
Рисунок 9. Готовые глазурованные плитки

Глазурь нужна для усиления эффекта и повышения прочности плиточного полотна. Схема эмалирования:

  • готовят клейстер и перемешивают его с толчёным стеклом; смесь должна быть сметанообразной;
  • в готовый состав окунают плитку – либо расписанную, либо без дополнительной художественной обработки;
  • просушивают керамику;
  • повторно обжигают.

При нагреве клейстер со стеклом спекаются с плиткой и образуют одно целое.

Печка с изразцами – что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов
Рисунок 10. Печка, облицованная термоинертной керамикой

Русские изразцовые печи — история и современность

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что первые изразцы на Руси появились в X – XI веках. Во время монголо-татарского нашествия этот промысел пришел в упадок. Снова печь в изразцах появилась в русских усадьбах только во времена Ивана Грозного, в XVI веке.

В 17-ом столетии этот вид печного искусства продолжает развиваться. Но самый мощный толчок к внедрению в русскую культуру и архитектуру изразцовых печей пришелся на начало XVIII века. Именно в это время Петр Первый привез из Нидерландов не только картошку и табак, но и моду на голландские печки и изразцы бело-синих расцветок.

Пик популярности подобных конструкций – это середина и конец 18-го столетия. Любой турист, наслаждающийся видами и убранством дворцов Санкт-Петербурга, Петергофа и Царского Села сможет увидеть настоящие печные произведения искусства, обложенные изразцами. Сейчас мода на изразцовые печки активно возрождается.

Русские поговорки и пословицы полны упоминаниями печи, да в каком контексте: «Танцевать от печки», «Догадлив крестьянин — на печи избу поставил», «Добра та речь, что в избе есть печь», «в октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся», «без печки холодно, без хлеба голодно». Печь не только отапливала, на ней готовили, в ней мылись, на ней лечились и любили — она была центром дома и его хранителем. Это, впрочем, неудивительно, поскольку климат России никогда не отличался мягкостью и наличие хорошей теплой печи было залогом выживания семьи в суровые зимы. Печи поклонялись и придавали ей сакральный смысл, как проводнику огня — главного языческого божества русичей. Нередко ее очеловечивали, наделяя способностью разговаривать, как например в народной сказке «гуси-Лебеди» и в более поздние времена, в частности, во вполне современном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве».  О духовой печи в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка — мать родная».

Устройство русской печи предполагало не только очаг  для приготовления пищи, но и лежанку, чтобы спать в тепле. В этом главное отличие русских печей от европейских и средиземноморских. Европейская печь была в первую очередь частью системы отопления и элементом декора помещения. Средиземноморские печи использовались, в основном, для приготовления пищи. А вот, русская печь была «много в одном»: плита, спальня, отопительный прибор, баня, элемент декора и главное жилище домашнего божества и покровителя семьи — домового. Неполные аналоги русской печи есть только в Скандинавии, где климат сходен с российским, поэтому и традиционный уклад был похож.

С VIII по XIII века в Северной Руси преобладали печи-камени, сложенные из крупных камней без использования скрепляющего раствора. Камни были настолько хорошо подобраны, что герметично примыкали друг к другу. Топились такие печи «по черному», что имело свои плюсы в плане дезинфекции жилища:  горячий дым «прожаривал» стены и потолок в избе, которая высушивалась и дезинфицировалась, что было немаловажно для борьбы с инфекциями и насекомыми.  

Только к XV веку появились первые дымоходы, которые к началу XVII века стали изготавливаться из огнеупорного кирпича и вся конструкция приобрела тот вид, который мы сейчас называем «русская печь». 

И коль скоро русичи в печи вкладывали сакральный смысл, то и украшениям для них придавалось большое значение. Печь, как центр дома, или просто довольно большое сооружение нуждалась в украшении.

Ранние печи украшались терракотовыми и поливными изразцами, часто печь собирали из самонесущих изразцов и в конце-концов появилось понятие «изразцовая печь», предполагающая, что изразцы являются основным строительным материалом такой печи. 
XVII век стал пиком изразцового искусства в России. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «История русского изразца — от крещения Руси до Серебряного века».

Множество разноцветных и поливных изразцов украшало русские печи. Большой коллекцией изразцовых русских печей обладает Московский Кремль. Очень интересные изразцовые печи установлены в Новодевичьем монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре. В общем, их уцелело немало в разной степени сохранности, во многом благодаря подвижничеству музейных сотрудников и реставраторов. Одна из самых больших коллекций русских изразцовых печей находится в Коломенском, где реставраторами МГОМЗ были произведены очень качественные реконструкции. Эти печи стали символом и красочным памятником Руси боярской — эпохи, сгинувшей в Петровские времена. 

Кардинальным изменениям русская печь подверглась в начале XVIII века с указом Петра, запрещавшим строительство курных (топившихся «по черному») пожароопасных печей, что было очень своевременно, поскольку города горели и пожары наносили большой ущерб. Тогда же был издан первый регламент по строительству печей в жилых домах и промышленному изготовлению кирпича, изразцов и других печных элементов. В этот же период по повелению Петра было запущено производство новых для России «голландских» изразцов — белых «кафлей» с росписью кобальтом. Приказ Петра звучал: «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою».

К середине XVIII века Россия производила самое большое число изразцов в Европе. А к концу века были заложены научные основы конструирования печей. Архитекторами, разработавшими наиболее энергоэффективные конструкции  систем печного отопления были Николай Александрович Львов со своей работой «Русская пиростатика» и Иван Иванович Свиязев со своей работой «Теоретические основы печного искусства», в которой он опубликовал методику расчета размеров дымоходов и сечений газовых каналов. Эти архитекторы теоретически обосновали приемы  проектирования систем печного отопления, а также изобрели свои оригинальные топливники и печи. Профессор Сильвиуш Болеславович Лукашевич опубликовал «Курс отопления и вентиляции», где в разделе по печному отоплению изложил теорию расчета отопительных печей.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Тихий микрофон что делать если стало плохо слышно Почему стал слишком слабым звук

Производство белых кафлей и изменение способа вывода дыма повлекли за собой преобразования в строении городских печей. Такие, чисто отопительные толстостенные печи стали называть «голландками», что не совсем правильно, поскольку они появились впервые именно в России, а уже отсюда попали в Европу. Как бы то ни было, печи-голландки получили большое распространение в городах во многом, благодаря своей тепловой эффективности. Установленные в каждой комнате дома или квартиры, соединенные между собой сложной системой теплотрасс, они стали прекрасным источником отопления довольно больших помещений. В частности, такие печи были установлены в Большом Екатерининском Дворце. О печах Большого Екатерининского дворца стоит рассказать отдельно, поскольку, как и московские изразцовые печи конца XVII века, они символизируют собой целую эпоху.

Идеи создания в России империи, не уступающей по своему влиянию и блеску крупнейшим европейским империям витали в воздухе всегда. Этой идее отвечал Санкт-Петербург, который, кроме «окна в Европу», стал первым полностью спланированным «европейским» городом России. Многочисленные дворцы, возведенные Петром и его потомками в Санкт-Петербурге превзошли своим блеском европейские, а дворцово-парковые ансамбли Петергофа не уступают знаменитому французскому Версалю по своей красоте. 

Основной расцвет искусств, вызванный роскошью господствующего тогда класса дворян, пришелся на правление Елизаветы Петровны. Этот период русского искусства даже получил свое название — Елизаветинское барокко. Главным представителем направления стал архитектор Ф. Б. Растрелли, по имени которого иногда называют и сам елизаветинский стиль  — растреллиевское барокко.

Елизаветинское барокко, в отличие от предшествующего ему петровского барокко, учитывал достижения русского искусства, сохранив в  своих силуэтах традиции православной храмовой архитектуры. Царскосельские и петергофские постройки Растрелли стали закономерным результатом того, что происходило здесь до него. Его творчество полностью подчинялось вкусам императрицы, любившей блеск, веселье и роскошь.  

Эпоха Елизаветы стала исключительно цельным периодом яркого проявления идеалов рококо. Прикладное искусство, архитектура и живопись достигли мастерства высочайшей степени и были применены в множестве построенных и реконструированных дворцов.

«Елизавета Петровна обновила все постройки и довела дворец до такой степени совершенства, что он смело мог соперничать, в особенности своими фонтанами, с Версалью и Марли».

Мечеслав Пилсудский, 1857 год

Большой интерес представляют изразцовые печи XVIII века, коих немало в Екатерининском дворце. К моменту возведения этих печей, в России уже давно работали кирпичные заводы, производящие «кафли». В месте расположения заводов в Стрельне были залежи хорошей глины. К 1722 году в печах Стрельны обжигалось до 3,5 млн. кирпичей в год. На стрельнинском Гончарном дворе изготавливали посуду, утварь и изразцы, политые белой эмалью и расписанные синими красками. Сюжеты были все те же, голландские — мельницы, корабли, пейзажи, каналы и другие. Подробнее о делфтском стиле вы можете прочитать в нашей статье о голландских изразцах.

В голландском стиле выполнены изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском селе — сюжетные картины в бело-синей гамме, заключенные в орнаментальные живописные рамки. В этом ключе выполнены печи Кавалерской столовой, Буфетной, Китайской гостиной и многих других помещений Большого дворца.

На контрасте с перечисленными помещениями выполнена Белая столовая — в ней полная монохромность и матовые текстуры. Белая столовая была перестроена в 1774 году архитектором Ю. М. Фельтеном, сторонником классицизма. Помещение решено в строгих канонах классицизма и в его интерьерах имеются изящные круглые изразцовые печи, российского производства, облицованные белыми поливными изразцами с рельефными панно «Музыка» и «Живопись». 

Несмотря на серьезные разрушения во время блокады Ленинграда в период Второй мировой войны, дворцы Царского села и Петергофа до сих пор являются собранием выдающихся произведений искусства, а также красноречивым свидетелем подвига советских реставраторов, участвовавших в их восстановлении. 

Секрет изготовления изразцов с подглазурной живописью был утерян, и послевоенным реставраторам пришлось его возрождать. Основная заслуга в этом принадлежала архитектору А. Э. Гессену, по инициативе которого и были успешно реализованы работы по изготовлению изразцов. Гессеном  была решена проблема полного восстановления изразцовых плиток в интерьерах Летнего дворца Петра Первого, в Монплезире и в Марли в Петергофе. 

Довольно долго печь была основным источником тепла в русских домах и городских квартирах. Только в конце XIX — начале XX века, с изобретением парового отопления, их стали заменять. Фактически, в наши дни печи для отопления устанавливают только в частных домах и при условии отсутствия магистрального газа, позволяющего смонтировать газовый котел и водяное отопление. Чаще в доме устанавливают камин — для сибаритской медитации на огонь и как, своего рода, признак достатка. Тем не менее, спрос на печи есть и он достаточно устойчив. Часто заказчики ограничиваются обычной кирпичной печью, что обусловлено не только ее более низкой стоимостью, но и определенным вкусом современников с их приверженностью стилю «шале» в интерьере.

Изразцовые печи стали возвращаться в обиход только последние 10-12 лет. На рынке не так много компаний, способных изготовить изразцовую облицовку для печи. К тому же, у современных заказчиков практически отсутствует потребность в самонесущих изразцах и печах, полностью сложенных из них. Поэтому сейчас скорее речь идет об изготовлении архитектурной керамики и изразцовой плитки. Хотя иногда появляются заказы на настоящие изразцы с румпой.

Современные российские предприятия по изготовлению изразцов относятся к нескольким типам — мастерские с определенным ассортиментом форм и проектов, которые подгоняются под размеры печи или камина заказчика; мастерские, изготавливающие индивидуальные облицовки по эскизам заказчика или создающие новые эскизы; художественные мастерские, изготавливающие  авторские работы; и керамисты-частники.

В любой из перечисленных мастерских заказчик получает объект с высокой степенью уникальности, поскольку полностью идентичных изразцов не бывает и даже в рамках одного комплекта каждый изразец будет отличаться от другого. Разница между мастерскими не слишком существенна и состоит только в ценах и художественной составляющей, а это, в первую очередь, вопрос образования и вкуса художников и заказчика. В любом случае, на рынке сейчас можно найти изразцовые печи и камины на любой вкус. Приведем пример нескольких российских мастерских.

Одна из самых крупных в России, компания «Паллада» из Санкт-Петербурга основана художниками-реставраторами Андреем Роденковым и Константином Лихолатом. Компания имеет в своей базе огромное количество восстановленных антикварных форм изразцов Северо-Западного региона. Подробнее об этом мы писали в нашей статье «Финские печи — изразцовое богатство Северо-запада».

Московская компания, созданная на базе реставрационных мастерских Андреевского монастыря и также имеющая большое количество восстановленных при реставрациях исторических форм изразцов — это «Керамическая мастерская Сергея Лебедева». Очень интересны работы компании «Изразцовые печи» в Кимрах, основанной Александром Чернышевым. Это довольно крупное предприятие, специализирующееся, как ясно из названия, на изготовлении печных изразцов из шамота.

Мастерские меньшего размера, но столь же отменного качества изготовления архитектурной керамики и изразцов, образованные художниками-керамистами это, например, «Студия архитектурной керамики Юрия Осинина» в Санкт-Петербурге, в которой создаются работы с необычайно точным рельефом, тонкой живописью и изумительными по своей красоте глазурными покрытиями.

Компания «АртБазл» — мастерские монументальной живописи и архитектурной керамики — еще одно предприятие из Санкт-Петербурга, принадлежащее художникам-керамистам Андрею Беляеву и Ларисе Захаровой. Керамические камины этих художников очень сложны и необыкновенно красивы. 

Сказочно хороши работы семейной мастерской «Лев и Сирин» из Звенигорода, образованной потомственными керамистами Куприяновыми. Это — полностью авторская керамика, имеющая собственное лицо, стиль и характер.
Мы перечислили далеко не все существующие в России керамические мастерские, однако, работы упомянутых производств и художников притягивают к себе, волнуют душу и радуют глаз, что позволяет ставить их в один ряд с лучшими произведениями крупных мастеров прошлого. 

Заключение

Изразцы выглядят не очень современно. Но в этом-то и заключается их основная прелесть. А если добавить к эстетической составляющей функциональность – высокую и продолжительную теплоотдачу – такой плитке в печном оформлении нет цены.

Купить готовые изделия проще, но разве это может принести столько удовольствия? Обычную керамику своими руками не изготовить, а в случае с изразцовой всё иначе. Вряд ли стоит отказываться от возможности сделать облицовочный материал самостоятельно. Как бы то ни было, печь или камин, оформленные традиционной плиткой, будут радовать и глаза, и тело долгие годы.

Преимущества и недостатки

Первое, что бросается в глаза, когда смотришь на изразцы для печей и каминов, — это их яркость и красота, глянцевое покрытие и привлекательный рельеф. Рисунок, изображенный на изделии, подчеркнут легким рельефом. Он заметно усиливает глубину картинки и ее выразительность. Но это не все преимущества, о которых можно сказать. Облицовочный материал имеет следующие достоинства:

  • высокую теплоемкость;
  • прочность и надежность;
  • стойкость к высоким температурам и их перепадам;
  • аккумулирование тепловой энергии;
Керамические изразцы
Изразец – наилучший материал для облицовки печи
  • низкое влагопоглощение;
  • экологичность;
  • высокую эстетичность;
  • безопасность (наружная поверхность не нагревается);
  • длительность эксплуатации;
  • экономия топлива (за счет долгого аккумулирования тепла).

Можно отнести к недостаткам высокую цену изделия. Этот вид плитки изготавливается практически полностью вручную и процесс достаточно трудоемок. Для создания изразцов используется терракотовая глина высокого качества. Процесс требует навыков и высокой квалификации. Опытных мастеров, умеющих создавать хороший продукт, не так уж много. Все это влияет на цену изделия. Бюджетной такую плитку не назовешь.

Облицованная изразцами печь обладает рядом неоспоримых преимуществ, таких как:

  • Эстетическое удовольствие от внешнего вида. Подобные печки – это настоящие произведения искусства
  • Изразцовое покрытие обладает свойством аккумулировать тепло печки и медленно отдавать его в окружающее пространство. Обжечься о такую поверхность практически невозможно, а количество растопок печи заметно снижается
  • Поверхность печки просто убирать от пыли и грязи, достаточно легкой протирки
  • Изразцы, в отличие от кирпича, не подвержены впитыванию влаги из окружающего воздуха.

Минусов у подобных печей немного, но, все-таки, они присутствуют:

  • Большая трудоемкость и долгий срок инкрустации поверхностей изразцами. Весь процесс укладки и сушки занимает около четырех месяцев. С подобными работами справиться своими силами практически невозможно
  • Высокая стоимость расходного материала. Особенно, это касается изразцов ручной работы.

Какую изразцовую печь выбрать для дома?

В продаже присутствуют не только изразцы для самостоятельной облицовки печей и каминов, но и уже готовые к установке облицованные печные агрегаты. Они являются альтернативой для тех, у кого нет времени и средств на изготовление полноценной и большой изразцовой печи.

Выбор готовой печи или камина, инкрустированных изразцами, следует проводить, учитывая такие факторы, как ее стоимость, мощность, габаритные размеры.

Самым главным критерием выбора будет все же цветовое решение и стиль отделки отопительного агрегата. Необходимо чтобы он органично сочетался со стилем помещения и дополнял его, а не контрастировал с ним.

Печка с изразцами – что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов

Разнообразие цветов

Особенности

История появления и развития изразцов на Руси неразрывно связана с историей развития искусства кирпичной кладки. В старину, когда печи представляли собой примитивные каменки, топившиеся по-черному, смысла в их украшении не было.

Однако с развитием строительства печей с дымоходом зарождалось искусство украшения печи. Сначала для этих целей пытались приспособить глиняную плитку, используемую для отделки стен и пола. Однако такая облицовка на печи быстро приходила в негодность, поскольку материал не выдерживал высоких температур нагретой печи.

Чуть позже, в XVI веке, появились первые печные изразцы. Они представляли собой плитку с глиняным рисунком, преимущественно изображались узоры, растительные орнаменты, животные, картинки из сельской жизни.

В XVII веке плитку стали покрывать поливой, по своим свойствам аналогичной современной глазури. С этого периода начинается расцвет изразцового искусства, который продолжился вплоть до XIX века. В этот период плитки отличались размерами, на них наносились яркие орнаменты, выкладывались целые картины.

Изразцами в первое время украшали не только печь и внутренние элементы дома, но и фасад здания. Однако примерно с XVIII века в России в архитектуре стали все реже использоваться изразцы, со временем они совсем перестали применяться для внешней облицовки.

Наверх
Перепланировки

Примеры цен

Изразцы традиционно применяются при оформлении кухни, облицовке каминов, однако при грамотном размещении они не менее уместны в других помещениях.

Красочные расписные плитки становятся акцентом интерьера, поэтому в целом интерьер должен быть сдержанным и хорошо продуманным.

  • Органично смотрится плитка в интерьерах в духе кантри, классических и неоклассических интерьерах. Облицовке подлежат фартук кухонного гарнитура, печи, стены в ванной комнате.
  • Если вам не близки рисунки и орнаменты, выбирайте одноцветные модели спокойных оттенков, украшением которых является рельефный рисунок. Подобная отделка уместна в лаконичных интерьерах, стиля минимализм.
  • В классических интерьерах в стиле русской усадьбы не возбраняется выложить изразцами весь каминный портал, а также стену, прилегающую к камину. Однако подобное решение смотрится уместно лишь в больших по площади комнатах.

Благодаря многообразию моделей изразцов удается найти «свой» вариант для любой комнаты. Яркие с рисунком плитки обычно становятся акцентом комнаты, используются опционно. Если использовать светлые образцы без рисунка, то ими можно отделывать более габаритные площади.

Для спокойных по цвету и стилю интерьеров можно использовать яркую, но при этом изысканную ярославскую плитку. Например, роспись цветочным орнаментом с крупными нанесенными элементами.

Гжель (традиционное сине-белое сочетание) органично смотрится в стиле кантри, прованс, а также в классических интерьерах. Сочетайте гжельскую плитку с однотонной синей, белой или голубой, чтобы получить яркий, но ненавязчивый интерьер.

Для сдержанных элегантных интерьеров можно рекомендовать голландские изразцы, имеющие до мельчайших деталей прописанные узоры. Благодаря этому плитки смотрятся как миниатюрные картинки и становятся изысканным элементом декора.

Подробнее о процессе производства и видах изразцов смотрите в видео ниже.

  • Комплект для облицовки хлебопекарной печи в стиле «Прованс». Производство российской фирмы «Керамика Декор». В комплект входит 362 изразца, стоимость – 395000 рублей
  • Изразцовая печь «Пастораль». Производство российской фирмы «Керамика Декор». Цена этого комплекта обойдется в 520000 рублей
  • Облицовка «Черный всадник» от фирмы «Русская Майолика». Может поставляться в комплекте с печью-буржуйкой «Бавария». Изразцы выполнены в классическом немецком стиле. Стоимость облицовки без печи составит 200000 рублей
  • Печь «Бавария» с изразцовыми элементами серии «Зеленая Арка». Выпускается российской фирмой «Экокамин». Готовый небольшой и стильный отопительная установка для средних помещений стоимостью 63000 рублей
  • Печь «София Барокко», расцветка «Песочная». Выпускается российской фирмой  «Экокамин». Более престижная установка максимальной мощностью 12 кВт, работающая на дровах. Ее стоимость – 84000 рублей
  • Печь «Эльзас Незабудка Мини». Мощная дровяная отопительная установка (способна обогревать помещения площадью до 120 квадратных метров) выпускается российской фирмой  «Экокамин», она инкрустирована элементами производства Венгрии. Цена этого комплекта составляет 153000 рублей.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Культиватор на МТЗ выбор навесного культиватора для тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 МТЗ-1221 и других моделей

Изразцовая печь: традиция, не теряющая актуальности!

Экология потребления.Усадьба: Кафельные печи аккумулируют тепло — накапливает и постепенно отдает его в помещение в виде так называемого «Лучистого тепла”, благотворно влияющее на организм человека. Печной изразец изготавливают из натуральных материалов, что гарантирует его экологическую безопасность.

Традиция, не теряющая актуальности и сегодня, это изразцовая или кафельная печь в доме. Все видели такие печи и камины в старых домах своих бабушек и помнят, сколько тепла, уюта и спокойствия дарит их огонь в суровые зимние вечера. Кафельные печи чаще делают прямоугольной формы и декорируют кафелем с изысканным рисунком.

Кафельные печи строят с использованием чугунных или стальных топок, работающих на твердом топливе (дровах), хотя этот тип достаточно просто можно переоборудовать для отопления на газу. Кафельные печи могут также быть частью центрального отопления дома. Современные печи и камины отличаются тем, что в них изразцами покрывается лишь каркас из металла .

Камины, отделанные кафелем, имеют хороший коэффициент энергосбережения и не требуют частой топки. Сам кафель благодаря своей структуре участвует в процессе отопления, аккумулируя, медленно и равномерно отдавая тепло. Огнеупорный кирпич печи накапливает теплоту и передает ее кафелю, а он, в свою очередь, нагревает воздух в комнате.

Важнейшим преимуществом, которым обладают кафельные печи, является теплоотдача, продолжающаяся целый день. При этом каждый их квадратный метр отдает тепла на 0,25-0,3 кВт больше, чем какой-либо другой тип отопительных приборов. Вес печей небольшой, благодаря чему не понадобится сооружения для них отдельного фундамента.

Правильно сложенные печи из кафеля всегда служат многим поколениям жильцов дома, не требуя особого ухода.

Весь уход за изразцовыми печами состоит только в протирании пыли.

Поскольку кафель с древних времен и по сей день является продуктом исключительно ручной работы, изразцовые печи и камины считаются эксклюзивным центральным элементом интерьера дома. Широкий выбор типов, размеров, цветов и узоров позволит реализовать даже самые замысловатые дизайнерские идеи.

Изразцовая плитка изначально была создана для облицовки печей и являлась традиционным отделочным материалом в Киевской Руси. Изразцовые плитки изготавливают из специальных сортов глины и обжигают. От других видов керамических облицовочных материалов они отличаются формой. Полая часть изразца для лучшего сбережения тепла заполняется кирпичом, камнем или гранитом и глиняным раствором.

Благодаря технологии укладки изразец является наиболее надежным материалом из всех, которыми облицовывают печки и камины.

С тыльной стороны изразцов есть специальный квадратный выступ — румпа, в которой сделаны отверстия для проволоки. Соединение плиток между собой и с кирпичной кладкой производят, заводя проволоку в швы. Для большей надежности используют еще и крабли — П-образные скобы, которыми стягивают румпы.

Коэффициент термического расширения кафеля и кирпича почти одинаков, ведь оба материала сделаны из одного сырья — глины. Кроме того, при кладке в качестве связывающего звена используется глиняный раствор. При нагреве все части в печах расширяются практически одновременно, а крепление из проволоки и скоб надежно связывает кафель.

Сегодня изразцы — это не только глянцевая плитка с цветочным или геометрическим узором. Производители предлагают кафельную плитку разнообразных форм, размеров, стилей и видов покрытия. Некоторыми даже специально разработано покрытие, имитирующее эффект старения, матовую поверхность и т.д. Изразцы, которыми облицовывают камины, можно также сделать на заказ. При этом они идеально впишутся в интерьер дома.

В отличие от обычной печки, особенностью процесса кладки кафельной является установка в первую очередь самих изразцов, только потом — крепление к ним кирпичного корпуса.

Кафельные печи возводят в несколько этапов, одновременно облицовывая их изразцами. Поэтому такая кладка является достаточно сложной и трудоемкой, доверить ее можно только хорошим специалистам.

В отличие от других материалов, отделка кафелем выполняется параллельно с кладкой. Она достаточно сложна и трудоемка. Поэтому доверять такую работу надо только мастерам, владеющим всеми секретами этого старинного искусства.

Изразцы, которыми облицовывают печи и камины, являются нестандартными штучными изделиями. Поэтому первым этапом работ всегда является их сортировка по цвету и выбраковка плиток с дефектами глазури или трещинами. В идеале выбраковку необходимо сделать еще перед покупкой, но если есть уже приобретенный кафель, то более темными плитками выкладывают нижние ряды, а теми, на которых есть маленькие дефекты, малозаметные места.

Вторым этапом является подгонка по размеру изразцов путем их обработки болгаркой и шлифовки бортиков. Сначала обрабатывают первый образец, который в последующем используют как эталон, подгоняя под него остальные. При подгонке сначала аккуратно подрезают заднюю кромку, а потом — глазурованную переднюю, чтобы при укладке глазурь соседних изразцов не соприкасалась. Перед кладкой для лучшего сцепления с раствором их замачивают в воде.

Если печка кладется одновременно с монтажом изразцов, используют шамотно-глиняный раствор. Если же кафельными плитками облицовывается готовая печка, то лучше использовать специальный клей Profix.

Облицовка печи. Изразцы – уникальная отделка и теплотехнические плюсы

Что выбрать для облицовки печи или камина? По критериям экономической целесообразности, сложности технологии и конечно, эстетики.

Облицовка изразцами

Печка с изразцами – что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов

Называть изразцы плиткой по меньшей мере некорректно – после облицовки изразцы действительно выглядят как плитки, но в действительности это целая конструкция с внутренней полостью, а монтаж изразцов сравним по сложности с устройством собственно печи и под силу только профессионалам. Изразцы – элитный и очень дорогой способ отделки, как по материалу, так и по стоимости работ.

Технология установки изразцов уникальна, и владеют ей не все мастера-печники, а собственноручный монтаж без опыта даже не обсуждается. Сырье для производства изразцов — требуются особые терракотовые и шамотные глины, а процесс и в настоящее время не полностью механизирован. Ни один современный метод производства изразцов не исключает ручной работы, даже операции приготовления смесей.

Кроме того, требуются очень долгая сушка и особый утильный, или бисквитный метод обжига изделий; ручная роспись глазурными красками как кистью, так и окунанием в красочный состав. Интересно, что красочные составы для росписи приобретают совершенно другие цвета после обжига, и художник – а формуют и расписывают изразцы именно скульпторы и художники, а не простые ремесленники – работает вслепую, на интуиции и опыте.

Из краткого описания методов изготовления изразцов понятно, что каждый изразец даже одной партии уникален, и поэтому допуски отклонений в размерах – от 1,5 мм и более. Перед монтажом делают раскладку изразцов на плоскости и подбирают их по наиболее подходящим размерам, складывая как пазл. Но не всегда сортировка разнокалиберных образцов достаточна.

Огромные трудозатраты и скрупулезная аккуратность порой требуется мастеру, чтобы подрубить и притесать кромку, а затем отшлифовать торцевые участки изразцов с осторожностью, поскольку повреждать глазурь недопустимо. Понятно, что неровности изразцов потребуют увеличивать толщины швов при установке, для скрытия и компенсации этих неровностей.

Румп (иногда говорят – румпа) – это неотъемлемая конструктивная особенность настоящего изразца. Функция румп конкретная – это крепеж. Все просто: задние стороны изразцов, которые крепятся к кирпичам печной кладки, имеют румпы, специальные коробчатые выступы. Именно по внутренним частям румп и наносится растворная смесь.

Печка с изразцами – что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов

Сегодняшний рынок предлагает и другие изразцы – с небольшими румпами или вообще без них. При высоте румп до 25 мм мастера говорят о недостаточной надежности крепежа. Кроме того, безрумповые изразцы, хотя внешне не отличаются от настоящих и по декоративности, и по уникальности отделки, имеют ограничения по применению и далеко не все достоинства румповых изразцов.

Конструкция изразца с большим румпом обуславливает увеличение тепловой инерции печей и каминов. Остывают изразцовые отопительные агрегаты значительно медленней, процесс идет мягко, перепадов температур нет: старинное определение «ровный жар печи» относится именно к изразцовым печам. Для печи и камина это значит – повышение ресурса эксплуатации и экономию топлива, поскольку время остывания увеличено и топок требуется меньше.

Производители устанавливают свои уникальные размеры и имеют свой цветовой и скульптурный дизайн изразцов, но типизация все же имеется: стеновые, угловые и карнизные элементы. практически все производители выпускают как гладкие изразцы, так и рельефные, угловые, бордюрные, вставки и накрывные полки. Для обрамления топок имеются угловые изразцы.

Кроме того, конструкции печей и каминов требуют карнизных прямых и угловых деталей, и сквозных решеток – все это также имеется в ассортименте. Предпочтителен индивидуальный заказ, поскольку изразцы конструктивно связаны с печью, и размеры и конфигурация печи или камина определяют комплектацию изразцовых изделий.

Размеры изразцов варьируются даже у одного производителя в довольно широком диапазоне – от 50 мм до 500 мм. Веса соответственно разные – классический изразец с высоким румпом 25 мм и размером 220*250 мм весит около 2 кг.

Глазурь может быть глянцевая, матовая и полуматовая. Выбор определяется и личным вкусом, и требованиями конкретного интерьера. Глянец изразцовой печи создает особые эффекты, очень зависящие от расположения печи в помещении относительно окон. Изразцовая печь с глянцевой поверхностью при дневном освещении очень сильно бликует – это обязательно учитывают при разработке дизайна.

Интерьерные стили, гармонирующие с изразцовыми печами и каминами – с трудом поддаются перечислению, а классификация просто теряется. «Базовые» стили – классические, современная готика, модерн и барочные. О русском стиле, кантри и шале можно не упоминать – они по определению в одном стилевом потоке с изразцовыми печами.

Немалую роль тут сыграли и современные технологии, дополняющие ручное производство изразцов. Ручное литье теперь дает неплохую геометрию, и многие производители регламентируют линейную погрешность по сторонам изделия всего в 0,5 мм. Подгонка таких изделий практически не нужна. Это не только сокращает трудозатраты на монтаж, но и дает возможности расширения стилевых решений – ведь минималистские стили и хай тек по определению геометрически линейны и точны.

Безопасная эксплуатация – один из основных критериев выбора облицовки не только для банной печи, но и для камина и печи с лежанкой.

Производители изразцов предлагают как готовые наборы, так и работы по специальным заказам, в соответствии с интерьерным оформлением помещения, в котором будет возводиться изразцовая печь или камин.

Изразцовый отопительный агрегат требует особого ухода за поверхностью, хотя и довольно простого:

  • Первую топку печи или камина проводят не раньше, чем агрегат будет полностью просушен – здесь следует строго соблюдать рекомендации мастера.
  • Мыть глазурованные поверхности следует мягкими средствами, без абразивных компонентов, можно использовать бытовые моющие средства для мытья посуды и окон.
  • Инструменты для мытья и чистки изразцов – мягкая щетка с натуральной или искусственной щетиной, губка.

Глазурованная поверхность исключительно прочна – но возможны хрупкие разрушения как по массиву материала, так и скол или повреждение глазури при сильном прямом ударе по изразцу металлическим или другим твердым предметом. Изразцы следует беречь – ведь заменить изразец, конструктивно скрепленный с наружной стенкой печи, даже при наличии резерва – очень непростое и затратное дело.

  1. Толстостенные изразцы отличаются высокими показателями: термическая стойкость и теплоемкость, аккумулирование тепловой энергии, прочность и долговечность
  2. Отдача лучистой энергии от изразцов по благотворному воздействию сравнима с энергией, которую человек получает от солнечных лучей.
  3. Изразцы не боятся воды, их рецептура и технология обуславливает низкое водопоглощение. Применяют изразцы не только для печей, но и для фасадных декоров, и во влажных помещениях.
  4. Глазурованные поверхности не задерживают оседающую пыль, как следствие, выгорание частиц пыли не приводит к выделению токсинов в воздух.
  5. Чистая экология как по сырью, так и по технологиям производства и в дальнейшей эксплуатации.
  6. Конструкции самих изразцов и их креплений дают уникальные свойства: облицовка выдерживает любые температуры на поверхности печей, даже колебания до термоударов, и долго сохраняет накопленное тепло.

Прочность конструкции изразцов, особенно имеющих цельнолитные румпы, и точность монтажа по правильным технологиям – залог службы облицовки в течение десятилетий без ремонтов, при условии бережного обращения. Единственное, что требуется – это периодическая простая мойка и чистка, и беречь изразцы от сильных ударов.

Старинные печи с изразцами: фото особенных творений всех времён

Изразцы на каминах и печах могут рассказать нам о жизни и быте людей разных периодов. Ведь керамическая отделка пришла к нам из далёких времён и сохранилась на многих очагах благодаря своим уникальным свойствам. А изразцовые печи и камины в старинных постройках служили неотъемлемым элементом отопительной системы.

Но зачастую все они служили украшением интерьера, а в замках, дворцах и имениях знатных и зажиточных персон выступали признаком благосостояния. По этой причине для их отделки привлекались самые лучшие мастера, использовались самые дорогие материалы и новейшие тенденции росписи. Но есть некоторые изразцовые печи, заслуживающие особого внимания, они могут рассказать нам немного больше, чем другие.

Первая изразцовая печь, о которой хочется рассказать, находится в латвийском замке Яунмоку. Замок в неоготическом стиле был возведён в 1901 году в качестве охотничьей резиденции для мэра Риги Джорджа Армистеда. Строение представляет собой памятник архитектуры и на сегодняшний день является Музеем леса, поэтому все желающие могут познакомиться с изразцами печи не только на фото, но и увидеть воочию.

Изразцовая печь, изготовленная фабрикой «Целмс и Бэмс», находится на втором этаже замка. Она  служит не только украшением интерьера, но и исторической памяткой. Кафельная отделка, приуроченная к 700-летию Риги, состоит из 130 керамических плиток с изображением около 50 различных видов старого города и его окрестностей.

Кладка изразцовых печей

Печка с изразцами – что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов

Изразцовая печь

Изразцовая печь имеет привлекательный внешний вид, кроме того, она лучше отдает тепло, выделяемое при сгорании топлива. Изразцы бывают разных размеров, цветов, с рисунками и без них. В старину изразцы делали комплектами в расчете на определенную печь, поэтому было почти невозможно найти две одинаковые по внешнему виду печи.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Рейтинг лучших советских колонок: отзывы, какие лучше выбрать

Изразцовые печи очень ценились, ведь процесс изготовления изразцов очень трудоемкий, да и сложить такую печь — дело непростое. Изразцы делали стандартных размеров, так что любой разбитый изразец можно было заменить. Их можно устанавливать с перевязкой и без перевязки.

Кладка изразцовой печи с перевязкой

Иногда кладку изразцовых печей выполняют со швами до 1 см. Видел я такую изразцовую печь в доме-музее А.В. Суворова в Белоруссии, сложенную на новый лад — с толстыми швами. Изразцы красивые, а толстые швы портят облик печи. Думается, если бы увидел хозяин дома эту печь, то сказал бы печнику примерно так: “Ну-у-у, батенька мой, что же ты здесь натворил мне?”. Уверен, что проще класть изразцы без шва, вплотную к друг другу, как это делали в старину.

Кладка изразцовой печи без перевязки

Изнутри изразцы имеют коробку 1, которая называется румпой. В зависимости от толщины изразца она бывает разной глубины. Изразцы с румпами встречаются двух видов: простые, с наклонным срезом 2 без бортика и с выступающим загнутым бортиком 3. Изразцы с румпами второго вида лучше, хотя и труднее в установке.

Виды изразцов

Многие считают, что изразцы прикрепляют к печи после ее кладки, как гранитные и мраморные плиты. Из-за высокой температуры такой метод не подходит, так как связующим материалом в печах служит проверенная веками глина. Изразец от стенки просто отвалится, если не из-за глиняного раствора, то от своей тяжести, а цементный раствор боится жары.

Если у вас есть старые изразцы и вы хотите ими обложить печь, то нужно учесть, что они от печи, которая по размерам отличается от вашей. Облицовку печи по ширине можно сделать из любого количества изразцов. Все зависит от вида печи, общего количества изразцов. Я не могу дать полную раскладку изразцовой печи, так как изразцы могут быть разных размеров, от разных печей. Изразцы должны быть строго одной ширины, а вот по высоте могут быть разными, но в каждом ряду одной высоты.

Сначала изразцы раскладывают на полу вплотную друг к другу, прислоняя к ним очень ровное правило. Например, вы желаете, чтобы у вас печь была шириной в четыре изразца, но при внутренней раскладке кирпича кладка из целых кирпичей не получается. Если есть угловые изразцы, то попробуйте узкой стороной приставить его к остальным изразцам.

Если размеры кирпичной раскладки подошли, то хорошо, и если у вас получаются среди целых кирпичей узкие четвертки — тоже неплохо. Эти четвертки хорошо выкладывать возле углового кирпича, затем возле другого, чтобы следующие ряды были с перевязкой. Однажды хозяйка уговорила меня сложить изразцовую печь из одних половинок.

Скажу, что лишь под трубой было положено около 20 целых кирпичей. Печь получилась хорошей: за многие годы в ней не образовалось ни одной трещины. Видимо, кладке помогла стягивающая изразцы проволока. Если не получается раскладка газоходов с их перегородками на ребро, то попробуйте разложить их толщиной в половину кирпича, а если и это не получится, попробуйте у первого газохода сделать перегородки в половину кирпича, а следующие — на ребро. Есть еще один вариант — расположить газоходы по размерам вдоль стенки по длине вместо поперечной раскладки.

Если есть отбитые короткие изразцы, а целых на печь не хватает, то в таком случае нужно использовать отбитые и установить их в незаметные места — в нижнем ряду 5 у разделки. Если изразцы разные по высоте, то на углах печи можно установить два одинаковых по высоте изразца, а в середине ряда — изразцы меньшей высоты.

Верх устанавливают по правилу, которое прикладывают к угловым изразцам. Более низкие изразцы устанавливают на густой раствор, чтобы они не проседали, под них подкладывают щебенку, но так, чтобы она не выступала из-под изразца. Щебенка разной крупности всегда должна быть под рукой. К примеру, печь будет с облицовкой в одном ряду из трех изразцов.

В их румпу вставляют костыли. В румпу на половину объема закладывают глиняный раствор и в него вдавливают как можно плотнее кирпичную щебенку 6 (для большей теплоотдачи лучше от хорошо закаленного или перекаленного кирпича) или речную гальку. В изразцах-карнизах румпу можно не заполнять, но в тех, на которых будет стоять труба, румпу заполнять обязательно.

Крепление изразцов в румпе

Сверху щебенку выравнивают раствором 7 заподлицо с румпой (дощечкой). Если отверстие для костылей в румпе большое и костыль в нем располагается очень свободно, то при вдавливании щебенки ее нужно подсовывать под него так, чтобы костыль касался стенок отверстия в румпе. В цокольные изразцы костыли не вставляют, а румпу также забивают щебенкой.

Кладут их, как кирпич. Если основание под облицовку не очень ровное, то 1-й ряд изразцов можно устанавливать на растворе, но так, чтобы раствор не попал между изразцами. Со 2-го ряда изразцы устанавливают только насухо. Вокруг изразцов (на ребре облицовки) не должно быть раствора. Раствор подкладывают только под румпу и между румпами сбоку до стенок облицовки.

Вначале устанавливают изразцы, а затем к ним прикладывают кирпичную кладку. При кладке 1-го ряда можно вдоль стенки отвесно углам положить ровный деревянный брус и затем к нему плотно прикладывать изразцы. И лишь после прикладывания кирпичной кладки к изразцам и связывания проволокой брус убирают и кладку проверяют еще раз по правилу и отвесу.

Установка боковых и угловых изразцов с проволочным креплением

Для большей устойчивости изразца под его румпу подкладывают густой раствор со щебенкой. При установке после первого изразца следующих изразцов хорошо помогает удерживать их в вертикальном положении заполнение пространства между ним густым раствором с плоской щебенкой 8. Для поддержания изразцов в вертикальном положении временно, до стягивания их проволокой, костыли можно опустить до упора, тогда изразец будет меньше наклоняться.

После кирпичной кладки возле изразцов для стягивания их проволокой костыли снова поднимают на нужную высоту. Затем изразцы стягивают проволокой 9, и костыли по очереди осторожно осаживают вниз через верхнюю часть румпы. Осаженный костыль снизу войдет в верхнюю часть нижнего ряда, что даст возможность скрепить изразцы друг с другом и не позволит им выпасть из облицовочной стенки.

Когда устанавливают первый угловой, или крайний, изразец 10 по отвесу, то одновременно с ним начинают кирпичную кладку печи. Во время кладки одной рукой поддерживают снаружи изразец, другой рукой к изразцу на мягком растворе прижимают всей плоскостью кирпич 11, одновременно кирпичом делают аккуратные движения вперед-назад.

Так более ровно распределяется раствор между изразцом и кирпичом. Положив кирпич, проверяют точность установки изразца по отвесу и над верхом кирпича из румпы вынимают в месте 12 немного раствора со щебенкой, чтобы добраться до костыля. Затем берут тонкую вязальную проволоку длиной не менее 60 см, загибают ее конец и просовывают вокруг костыля.

Кирпичная кладка опорной стенки на ребро

Теперь нужно закрепить первый изразец третьим кирпичом 13, он не только перевяжет посередине второй кирпич возле изразца, но и образует газоход. Третий кирпич, как и второй, дает начало второй стенке печи без изразцов. Кладут его так. На него наносят раствор, одной рукой горизонтально натягивают проволоку, а другой на нее кладут кирпич.

Здесь более половины изразца уже заложено кирпичом по высоте, поэтому еще раз проверяют отвесность изразца и для большей прочности одной рукой берут за проволоку и одновременно натягивают ее и притягивают ею изразец к кладке. Чтобы проволока постоянно находилась в натянутом положении, кирпич над ней слегка прибивают вниз.

Длинную проволоку 14 загибают вверх или вниз вплотную к кирпичу, чтобы она не вытягивалась из кладки. Так поступают с каждой проволокой, идущей от изразцов. Короткую проволоку 15 натягивают и прижимают сверху кирпичом. После этого нужно дать окрепнуть кладке этого угла печи в течение 15-20 мин. Второй изразец уже легче устанавливать, так как его ставят вплотную к первому по правилу, проверяя его положение спереди и сверху. Снизу ко второму изразцу также прикладывают кирпич, и оба изразца закрепляют кирпичами и проволокой.

Смешанная кирпичная кладка опорной стенки

Чтобы перевязка кладки получилась в половину кирпича, в угол 2-го ряда вкладывают четвертку кирпича. Перед вторым изразцом — тонкая стенка, и его на этом уровне тоже нужно закреплять проволокой. Проволока 15 должна быть по длине не больше 10 см и концы ее должны быть загнуты так, чтобы проволока не выходила во внутрь газоходов.

Печка с изразцами – что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов

Для установки следующих изразцов продолжают кирпичную кладку всей печи, кроме той ее части, которая облицовывается изразцами. В частности, делают газоходы. Кирпичом 16 прижимают проволоку, образуя начало перегородки и переходного окна снизу газоходов. На рисунке хорошо видны дальнейшая перевязка и кладка печи.

Далее печь кладут в том же порядке, но если перегородка газоходов совпадает с серединой изразца, то закрепляющую длинную проволоку пускают посередине перегородки. В целях экономии проволоки можно делать небольшой загиб у костылей, но если загиб будет длиннее, чем требуется, то он ляжет на румпу соседнего изразца.

Поэтому, если есть возможность, лучше проволоку удлинить — в этом случае она свяжет между собой все изразцы. Если кирпичная кладка получится немного выше изразцов, то их легче устанавливать, так как она будет служить дополнительным элементом, закрепляющим изразец. Считается, что труднее всего устанавливать первый изразец и первый ряд.

Изразцовые Печи и Камины Угловые с Кафельной Плиткой в Интерьере

Ищем авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в дизайне интерьеров.

Обращаться на почту

11.10.2017

Русская печь – уникальное и самодостаточное явление как в культуре, так и в бытовом аспекте. Русская изразцовая печь изначально состояла из очага, на котором готовили еду, и лежака, где можно было отдыхать. В современных апартаментах данные атрибуты гораздо компактнее, но не менее функциональные и эффектные.

Русская печь всегда была универсальной. Для наших прадедов она служила и очагом, и отопительным прибором, и плитой, и спальней, и просто неотъемлемым декором в доме.

Самые ранние типы печей украшали терракотовыми изразцами. Затем отопительные системы декорировали самонесущими изразцами, что и породило термин «изразцовая печь», где оригинальные элементы и были основным строительным и отделочным материалом.

XVII век – эпоха расцвета изразцового печного искусства в Русской державе. Московский Кремль, Троице-Сергиевая Лавра, многие монастыри и храмы стали центрами, где поливные изразцы украшали все свободное пространство.

В XVIII веке Петр I официально запретил строительство «черных» печей, склоняя русских людей возводить пожаробезопасные отопительные конструкции. Правитель, особо тяготевший к европейской культуре, запустил производство «голландских» изразцов белоснежной кафельной отделки с кобальтовой росписью.

Технический прогресс вытеснил печи из жилищ. Изразцовые печи и камины стали набирать популярность только последние несколько лет. Они не столь нагружены в плане функциональности, зато в качестве декоративного элемента смотрятся просто потрясающе.

Как устроен изразец

Изразцы представляют собой объемные изделия, что существенно отличает их от жаропрочной керамической плитки. С одной стороны они оснащены румбой – это коробка с отверстиями, которые вместе с проволокой являются специфической крепежной системой. В процессе кирпичной кладки мастер сможет соединить все элементы между собой в единую конструкцию.

Таким образом, за декоративным полотном облицовки формируется «воздушная подушка». На фоне повышения тепловой инерции печного устройства наблюдается еще и более экономичный расход топлива.Горячий воздух полностью заполняет свободное пространство под изразцами. Это позволяет обеспечить равномерное распределение тепла по всей площади отопительной установки. Примечательно, что поверхность изразца не накаливается до небезопасного состояния. Обжечься при касании невозможно.

Нюансы изготовления

Технология создания столь эффектной облицовки довольно сложна. Особенно если речь идет об эксклюзивных дизайнерских композициях. Скульптор или художник изначально тщательно прорисовывает все детали.

Когда эскиз готов, формовщик (гипсоформовщик) изготавливает формы или клише для фасонных изразцовых изделий. Слепки заполняют глиной. Обычно для этих целей используют лучшие виды шамотного глиняного состава.

Изразцы необходимое время выдерживаются в сушильных камерах с заданным температурно-влажным режимом. Затем следует обработка в электрической печи. Изделия обжигают посредством относительно высоких температур.

После первого обжига изделия смотрятся не очень эстетично. Мастера называют их утильными. Резчики корректируют края изделия, совершенствуют базовый рельеф. Мастер обрабатывает глиной или покрывает специальными составами глазури. Теперь плитка для камина и печи готова к вторичному обжигу, который и задаст нужный цвет.

Мастера, получившие фоновый цвет, зачастую на этом не останавливаются. Поверхность может обрабатываться 3-5, а то и больше раз. Все зависит оттого, насколько сложный орнамент будет украшать поверхность изразцовых элементов.

Печка с изразцами – что это такое, как называется облицованная модель, виды печных украшений для комнатных русских печей и каминов

Сегодня в современном интерьере можно встретить изразцовые камины и печные устройства, оформленные роскошными изразцами. Все чаще дизайнерами используется банная печь с изразцовой отделкой как главный декоративный элемент в саунах или банях. Рассмотрим основные варианты более подробно.

Изразцы — это плитка с рельефной поверхностью, зачастую она бывает раскрашена сюжетными картинками или просто покрыта растительным узором. Название «изразцы» пошло, скорее всего, от слова «изразить», к которому близко слово «изрезать». Поверхность плитки как будто изрезана бороздами и углублениями, образующими рельеф. Однако рельефную поверхность имеет не только фасадная, но и изнаночная сторона облицовочного материала, носящего такое название.

Те, кто видел печные изразцы не только на готовой печке, знают, что обратная сторона плиток имеет необычную форму. Она не такая ровная, как у традиционного кафеля, и имеет явный коробкообразный выступ, который называется румпой. Выступ этот отливается из глины одновременно с самой плиткой и образует с ней единое целое.

Оцените статью
Экодача
Adblock
detector