Трехполосные акустические системы особенности акустики Как выбрать аудиоколонки для дома Виды 3-полосных акустических систем

Начало

Я – любитель. Буду стараться писать только о конкретике. Поделюсь своим практическим опытом по созданию акустических систем высокого уровня. Адресую эту информацию таким же любителям, которым нравится качественный звук, получающим удовольствие не от фона, а от прослушивания музыки. Людям, которые в мире звуков, имеют предпочтения и любимые записи.

Весной 2017 со мной нечто произошло. Вечером на веранде до ушей донеслось птичье чириканье, повеяло настоящим теплом, где-то зазеленело, прилетел первый растительный аромат, захотелось пригубить вина и послушать музыку. Не анализируя (можно все списать на флуктуации души), я почувствовал потребность, и у меня возникла идея обзавестись хорошим звуком для дома.

Причем, «музыка» то в доме есть. Но в тот момент термин хороший звук вдруг приобрел иной смысл. В голове встали воспоминания от случайного прослушивания музыки в магазине (в комнате хай-энда), великолепной возможности ощутить звук высочайшего качества у нескольких друзей. Все это случилось годы назад, но потребность в хорошем звуке оформилась именно весной семнадцатого.

Несмотря на то, что трепетное отношение к «хорошей» музыке сопровождало меня всю жизнь, и практически всегда была возможность слушать звук приличного качества, вдруг стало ясно: звучащая из акустики музыка должна быть не просто чистой, детальной, мощной, глубокой, естественной, завораживающей или даже потрясающей (тело на большой громкости – шутка). Воспроизведенный акустикой звук должен передать эмоции: солистов и музыкантов, и всех тех, кто готовит запись для нас – слушателей.

По предварительным оценкам, возможно завышенным, купить такое оборудование – оказалось не по карману. Размениваться на хорошее доступное – не хотелось. Таким образом, встала задача построить самому акустику максимально высокого класса, доступного в домашних условиях. Без лабораторий, высокоточных измерений, но, чтобы порода, солидность и элитность звука была неоспорима. Чтобы от прослушивания создавалось именно такое впечатление.

Трехполосные акустические системы особенности акустики Как выбрать аудиоколонки для дома Виды 3-полосных акустических систем

В качестве небольшого отступления следует сказать, что задумка имела базу. Определенные навыки в моем распоряжении были: в юности построил акустику в «закрытом ящике». Был счастлив от ее звука. Были спаяны различные транзисторные усилители, одна модель чрезвычайно качественная. Сейчас, кроме прежних подзабытых знаний, навыков и опыта, добавилась любовь к изготовлению мебели из дерева и некоторый набор столярного инструмента.

Дополнительно захотелось обзавестись и качественным ламповым усилителем. Дабы сократить реализацию задуманного предложил участие своему другу-энтузиасту и самоделкину, имеющего базу радиофака УПИ (Уральский государственный технический университет). Условились, что акустика (подборы, расчеты и воплощение) будет моей задачей, ламповик – его часть.

С вот такой позиции начали «трясти стариной».

Полосность акустической системы

Представленные на отечественном рынке акустические устройства различаются по сфере применения: для музыкальных инструментов, студийные аппараты, для телевизора, домашних кинотеатров, автомобильные. Все перечисленные АС отличаются техническими характеристиками и другими потребительскими качествами.

Так, к важнейшим техническим параметрам любого вида акустики относится полосность. Далеко не все покупатели понимают, что это за термин, поэтому логично дать краткую расшифровку. Полосность указывает на ширину диапазона и количество динамиков, используемых для разделения частот в акустике. Согласно данному определению строится основная классификация устройств на:

  • однополосные — это системы, где весь диапазон частот 20-20000 Гц воспроизводит один динамик;
  • 2 полосные — это АС с двумя отдельными динамиками: первый — для воспроизведения верхнего диапазона частот, второй — для низкого и среднего частотных регистров;
  • 3 полосные — в данном оборудовании для воспроизведения низких, средних и верхних звуковых регистров используются отдельные динамики;
  • широкополосные – такие АС включают в себя более 3-х динамиков и используются в дорогих комплектациях современных авто, на концертных площадках, в студийном оборудовании.

На заметку! Самыми популярными в большинстве сфер применения являются двухполосные и трехполосные акустические системы. Это оборудование выдает отличное качество звука и широко представлено в доступном ценовом сегменте.

Какой выбор лучше

Вопрос построения АС был начат с изучения теории и сопутствующих материалов. Передо мной, как и перед многими строителями собственных акустических систем, встал вопрос выбора акустического оформления. Знания, информация, мнения начали копиться и систематизироваться, но ответ на вопрос о типе акустического оформления АС оставался открытым.

Трехполосные акустические системы особенности акустики Как выбрать аудиоколонки для дома Виды 3-полосных акустических систем

В это время моему напарнику стали доступными три широкополосные головки 75ГДШ3-1. В местном ДК задумали выбросить два сценических сабвуфера, проработавших на протяжении 30-ти с лишним лет. В каждом стояло по два динамика. В одном из них динамик вышел из строя, отсюда и решение выбросить. Прослушивание динамиков «на полу» подтвердило ожидание «отсутствующего звука».

Прослушивание в родном сабвуферном корпусе – оценки не изменило. Практически без энтузиазма начал копать интернет на тему применения в АС динамиков имеющегося типа. Быстро нашлись материалы товарищей, уже построивших АС на основе этих динамиков. Приглянулся вариант с «тэкувэтэ» (tqwt) труба Войта – материал прикладываю, авторство не установлено см. ссылка).

Понравился этот вариант, в том числе, из-за «открытого корпуса», к которому уже возникли некоторые симпатии. Почему: отсутствие демпфирования динамика или минимальное по необходимости. Другими словами динамической головке не создается препятствий при работе, а это, как я понимаю, означает минимум условий для создания внешнего сопротивления и, как следствие, искажений.

Еще, резонансная частота динамика в корпусе с трубой не изменяется. Это, в свою очередь, должно обеспечить воспроизведение более богатой басовой составляющей, являющейся основой ритма, обеспечивающей объемность звука и усиливающей психоэмоциональное восприятие музыкальной программы. С внутренним сопротивлением (после прослушивания динамиков), опаской получить слабый результат и, все же, надеждой купил три листа строительной фанеры 12мм для повторения в материале предложенной конструкции.

Технологию изготовления не даю. Раскрой тоже. Учитывая свой опыт работ с деревом – считаю, что у каждого мастера, берущегося за изготовление такой конструкции, будет своя специфика конструирования и работ по изготовлению. Специфика связана с условиями, навыками и набором инструмента. Я привык работать с клеем, отказавшись от металлического крепежа (кроме съемной задней стенки).

Это обеспечивает отсутствие технологических реек, забирающих объем, дающих дополнительную геометрию в канале звука, что с моей точки зрения – дипломированного гидравлика – не есть хорошо для движения звуковой волны по каналу. А задача, между прочим, стоит в создании условий для ее плавного, ламинарного (есть такой термин, означающий отсутствие завихрений) движения по каналу. Это снижает вероятность возникновения призвуков, ненужных для высококлассного звука.

Звук построенной АС удивил сразу. Могучий, яркий, красивый и отличный от моих фирменных трехполосных фазонверторных (ФИ) колонок английского бренда. Значительно отличный. С ударением на слово «отличный». Удивление усиливалось тем, что там же – Англия, интеллект инженеров и масштабное производство, а здесь 35-летнее чудо в фанерном ящике.

Посомневавшись в способности этого динамика играть басы в широкополосной АС, построил сужающийся лабиринт – трансмиссионную волновую линию (ТВЛ). По отзывам в сети – это как раз то, что необходимо. Описываю без подробностей и аргументов в пользу такого решения. Не привожу рекомендаций и зависимостей построения ТВЛ.

Многие авторы в сети упоминают о важности правильно сделанных расчётов трансмиссионно-волнового канала, отсутствия фундаментальных ошибок, сложности конструкции и необходимости точного ее повторения при изготовлении. При этом, кроме геометрии и правил выбора динамиков в их подходе собственно ничего и нет.

Снова взял строительную фанеру. На сей раз, два листа, с учетом остатков от предыдущего варианта. Изготовил быстро и точно. Следует подчеркнуть избыточную жесткость корпусов таких конструкций, даже при использовании фанеры 12мм.

Итак, ощущение от прослушивания – очень хорошо. Недостатки те же. Если нехватка верхов – это конструкция динамика, то нехватка басов – вопрос корпуса. Следует сказать, что бас стал более выразительным и подчеркнутым. Это было отмечено независимо всеми участниками прослушивания. Неожиданность состояла в следующем.

Вначале прослушивание велось каждой колонки в отдельности. Хотелось услышать ее возможности, сравнить с другим вариантом. Тем более, первый эксперимент повторения конструкции дал только одну колонку. Потом их подключили вместе. Эффект оказался потрясающим. Возникла не только панорама звука, сцена. Прежде всего, преобразился сам звук.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Кипарисовик комнатные и уличные сорта посадка и уход размножение и применение в ландшафтном дизайне

Его мощь, открытость, легкость ошеломили! Да, позднее, прослушивая неравноценную пару АС, пришлось поднять ВЧ и НЧ на усилителе. Но звук был не просто красивым. Он держал, притягивал к себе. Любимые треки звучали так, как будто слушал их впервые. На многих стали слышны оттенки басов и средних частот, о существовании которых раньше с английскими напольниками даже не подозревал.

Подруга супруги, присутствующая с ней в доме в соседней комнате во время тестирования пары АС на различной громкости и стилях: камерная музыка, джаз, электроника, уходя, сказала, что побывала в филармонии или на концерте. Эта фраза была не деликатность по отношению к хозяевам, а похожа на правду. Распространение звука по сопредельным комнатам оказалось приятным сюрпризом.

Трехполосные акустические системы особенности акустики Как выбрать аудиоколонки для дома Виды 3-полосных акустических систем

Это будет важным моментом при приеме гостей для создания легкого ненавязчивого музыкального сопровождения в нескольких зонах сразу. Аппаратуру стал включать при каждом проходе мимо. И, в конце концов, после трех дней, сдался окончательно и попросил будущего владельца забрать этот тестовый вариант акустики себе домой для прослушивания, пока не наступит время изготовления АС парадного вида.

Вывод был таким: если бы состоялся выбор АС в магазине – звук полученных АС (не фанерный вид конечно) меня бы устроил полностью. О полученном звуке сказано скромно. Звук грандиозный. Когда звучит пара колонок, высоких частот становится практически достаточно. Это не песок, динамик его не может воспроизвести.

Но то, что он воспроизводит – уже удовлетворяло нашим требованиям. Полученное звучание потрясало, переворачивало что-то внутри, возникали комки в горле. Без преувеличений. Оставалась только одна «заноза» – НЧ на усилителе было выкручено на максимум. Тем не менее, звук понравился и хозяину АС. Позднее даже было решено окончательный вариант изготовить на основе ТВЛ: габариты и звучание баса взяли верх.

Чтобы определиться, какая акустика лучше для дома, семейных или выездных мероприятий, а какую АС лучше покупать для профессионального использования, рекомендуется внимательно сравнивать технические характеристики устройств (в частности — мощность, чувствительность и другие) и обращать внимание на материалы.

Конечно, чем выше полосность, тем более яркая аудиокартина будет воспроизводиться. Но это сопряжено и с некоторыми трудностями в эксплуатации. Однако если непременно хочется наслаждаться объемным ярким звучанием, и позволяет бюджет, то в пределах 15-20 тысяч рублей можно приобрести трехполосную акустическую систему достойного качества.

Отличия 2-полосных акустических систем от 3-полосных

Широкополосная акустика работает по следующей схеме звуковоспроизведения:

  1. специальный фильтр-кроссовер выделяет частоты низкие, средние и высокие для каждого динамика: частоты раздела для НЧ, СЧ и ВЧ составляют 20-150 Гц, 100-7000 Гц и 5-20000 Гц соответственно;
  2. воспроизведение ВЧ осуществляется исключительно через твиттер — динамик;
  3. задача сабвуфера — обеспечение качественного звучания басов;
  4. для звуков СЧ диапазона используется динамик, называемый мидвуфером.

Основное отличие акустики двух полосной состоит в отсутствии сабвуфера. За воспроизведение басов, как и звуков средних частот, отвечает мидвуфер. Тогда как для визави с 3-мя полосами характерно четкое разделение частот между динамиками.

Однополосные колонки чаще всего выполняются в портативном варианте и используются  для усиления звука на отдыхе, на природе. Двухполосные модели также выпускаются в портативном варианте и применяются для звуковоспроизведения в большинстве автомобилей. Также производятся стационарные проводные системы этого плана для компьютеров.

Звуковое оборудование в зависимости от технических решений подразделяется на активное и пассивное. В активных источниках звука каждый динамик оснащается усилителем сигнала.

На заметку! Отдельными усилителями чаще всего оснащаются динамики широкополосных акустических систем с 3-4 и более полосами.

Звучание АС зависит от типа используемых в оснащении конкретной модели динамиков. Так, источники звука подразделяются на коаксиальные и компонентные. Первый тип звуковой системы представляет собой единую конструкцию, включающую кросс-разделение частот и излучатели НЧ, СЧ и ВЧ. В этом случае звуковоспроизведение получается узконаправленным.

По цене

Вопрос стоимости также значим при выборе акустики. Дешевле обходится покупка и установка 2-х полосного звукового оборудования. Экономия объясняется меньшим количеством комплектующих: это два динамика, один кросс-фильтр и пара усилителей (в зависимости от модели). Кроме того, установить систему можно своими руками, не привлекая специалистов — достаточно элементарных знаний и навыков в электромонтаже.

Чтобы купить трехполосную звуковую систему, покупателю придется потратиться не только на более сложный комплект оборудования, но и на его монтаж. Без помощи мастера—профессионала не обойтись, так как для установки и настройки такой АС требуются специальные измерительные приборы, а также музыкальный слух. Иначе объемного реалистичного звучания после монтажа не получится.

Следует отметить, что трех и более полосные звуковые системы относятся к классу Hi—Fi. Расшифровка аббревиатуры High Fidelity в переводе значит высокий уровень качества звучания, а на практике получается аудиосигнал, практически идентичный оригиналу.

Мытарства

Тем временем актуальность приобрел вопрос создания АС для «собственного употребления». Высока вероятность, что после АС на динамиках 75ГДШ3-1, наступил бы конец поискам хорошего звука. Довольно быстро это случилось, да и попало почти в точку. К счастью или, к сожалению, но второй пары головок 75ГДШ3-1 или 3-3 не нашлось.

Ползая во всемирной паутине, собирая и анализируя информацию, продолжая обучение, начал пристально рассматривать акустику английской фирмы Tannoy. Идеальная колонка – устройство, способное линейно воспроизвести весь спектр звука из одной точки. А жизнь состоит из компромиссов. Создание акустики – поиск оптимума среди множества компромиссов.

Каждый вариант АС решает свои задачи, и становится инструментом в руках маркетинга: удачное сочетание динамиков в акустической системе, красивое (правильное) разделение частот, выпяченный бас, цокающая пищалка, уникальное оформление, использование ценных пород дерева в корпусе или просто – известный бренд.

Все вместе или по-отдельности призвано убедить покупателя в правильности выбора. Старшая акустика Tannoy (Westminster и Canterbury) меня заинтересовали внешне, да и построена всего на одном динамике. Звук из одной точки! Старинная, известнейшая фирма, сохраняющая свое ведущее положение по сей день, имеет своих почитателей.

Трехполосные акустические системы особенности акустики Как выбрать аудиоколонки для дома Виды 3-полосных акустических систем

Вскоре узнал, что акустика Tannoy все же двухполосная, но динамики НЧ/СЧ и ВЧ стоят соосно. В инженерном плане, такое решение оказалось сильно привлекательным. Великолепное решение. В той же сети прочел похвалу одних и разочарования других владельцев этой акустики после перемещения ее из салона себе домой.

Вспомнил, что сам оценил звучание Tannoy несколько лет тому назад в комнате для прослушивания одного магазина. Тогда мне больше понравился вариант Cornwall американского Klipsch. И пришло еще одно понимание – хорошая акустика звучит не всегда хорошо (на различном музыкальном материале и в разных помещениях), и этот факт нужно было как-то учесть при конструировании собственной АС. К примеру, Tannoy оснащены двумя регуляторами для подстройки СЧ и ВЧ.

Учитывая необходимость в принятии компромиссов, возникло намерение создавать нечто подобное Tannoy Westminster или Canterbury. Оказалось, что по «доступным» ценам в Китае можно заказать полные копии АС Canterbury. Они даже предлагают свои динамики. Отзывов о качестве системы и звуке не нашлось. Решил не рисковать.

Проанализировав накопленную информацию, приступил к поиску конструкции акустики Tannoy. Кое-что нашел для АС Westminster, а в одном польском чате – 150 фото процесса изготовления копии этой акустики. Решение повторить почти случилось. Остановило планирование места установки. Все-же, Westminster созданы для большого пространства.

В комнату обычной квартиры их установить, конечно, можно, однако в глаза бросается несоответствие габаритов жилого помещения и двух огромных АС. У меня частный дом и доступно некоторое свободное пространство для размещения. Тем не менее, этот вариант (со скрипом) был отклонен от воплощения. Из-за габаритов и, из-за недоступности родных танноевских динамиков (а равно – их высокой стоимости).

Кроме того, конструкция будет в большой степени наугад (точные чертежи отсутствуют). Ожидать высокого качества звука, в таком случае, не приходится. Хотелось иметь контролируемый процесс. Изучение вопроса продолжалось, а коаксиальный танноевский динамик не давал покоя. Не скрою, продолжал искать разумные возможности по приобретению танноевских головок пока не наткнулся на испанскую Beyma.

Характеристики 2-х и 3-х полосных акустических систем

Ассортимент популярной у массового потребителя акустики различается дизайном и материалом корпуса, способом питания, звуковыми особенностями, а также техническими характеристиками. Среди важных параметров, относящихся к техническим возможностям и электронной начинке АС обоих классов, следует отметить такие критерии.

  1. Мощность системы — это параметр, отвечающий за силовую составляющую звучания, а также за совместимость динамиков и усилителей, при наличии последних. В комнатах площадью до 20 м2 достаточно использовать устройство мощностью 70-80 Вт, для хорошего звучания в зале 20-30 м2 нужны колонки мощнее — на 100 Вт. Для обширных помещений, холлов и улицы приобретаются аппараты мощью от 150 Вт.
  2. Частотный диапазон. Для музыкальной акустики оптимальным стандартом принято считать поддерживаемый разброс 20 — 35000 Гц.
  3. Чувствительность мембраны динамика — это основной показатель громкости звучания. Чем выше чувствительность, тем громче воспроизведение звука. Однако качество при этом может искажаться. Оптимальным значением принято считать 95 Дб.
  4. Импеданс усилителя (иначе — сопротивление переменному току) должен совпадать по уровню с динамиком, чтобы не было звуковых искажений.
  5. От материалов корпуса акустики также зависит качество звучания. Лучшими и, соответственно, дорогими являются изделия, выполненные в корпусе из натуральной древесины. Пластик и алюминий — материалы, используемые для бюджетных моделей. В среднеценовом сегменте АС чаще всего применяется МДФ — материл по свойствам ближе к дереву, но ниже по стоимости.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Бензиновый дровокол особенности винтовых моделей морковка с бензиновым двигателем Характеристики гидравлических дровоколов Горыныч

Немного «вокруг да около»

Все изложенное выше, условно кратко представляет пройденный путь. Описал его для тех, кому интересно создание высококлассной АС своими руками, кто сталкивается с подобными вопросами. Здесь описан процесс разработки АС с нуля, и путь был пройден полностью до создания прототипа. Кто пожелает, может тоже пройти всю дорогу, более осознано. Кому-то будет доступно срезать на ней углы.

Несколько слов о лабиринте Рогожина. Привлекательность этой конструкции состоит не только в возможности получить великолепные результаты звучания акустики (я то говорю об этом уже с пониманием), но еще открывает возможности конструирования внешнего вида и внутренней архитектуры в самом широком диапазоне.

В конечном счете, эта технология позволяет создать АС «под себя». Такой себе индпошив. Это чрезвычайно удобно и привлекательно. Наверное, все понимают разницу между купленным готовым шкафом и встроенным или сформированным по конкретным требованиям. Функциональность, адаптивность у второго варианта выше.

Не скрою, понимание цели при акустических расчетах по рекомендациям Рогожина должно быть ясным. На первом этапе это достигается соблюдением данных в материале инструкций и, уже на втором этапе,.. обретенным опытом. Дабы достичь желаемого результата мне пришлось выполнить множество акустических расчетов для получения оптимумов и построить шесть опытных вариантов с тем, чтобы выйти на седьмой – окончательный.

Преимущества и недостатки популярных АС

У востребованных систем с частотным разделением на 2 и 3 динамика есть свои преимущества и недостатки, касающиеся не только звуковоспроизведения. Также учитываются: форм-фактор, сложность установки и настройки, материалы исполнения, цена и другие технические и пользовательские критерии.

Трехполосные акустические системы особенности акустики Как выбрать аудиоколонки для дома Виды 3-полосных акустических систем

Двухполосные АС наиболее востребованы на бытовом уровне благодаря множеству своих положительных качеств. Но совершенству нет предела.

Положительные стороны Негативные аспекты
Компактные размеры. По качеству звучания существенно уступают трехполосным системам.
Доступная цена.
Простота установки и настройки.
Возможность самодельной сборки.
Звуковоспроизведение хорошего качества.
Наличие широкого ассортимента моделей для различных целей использования.

Трехполосные АС – это полупрофессиональный уровень и выше, где необходимо высочайшее качество звучания. Данные системы востребованы у аудиофилов за их достоинства. Однако из сложности оборудования вытекают и недостатки.

Положительные стороны Негативные аспекты
Объемное, близкое к реалистичному, звучание. Сложность монтажа с большим количеством комплектующих.
Возможность использования в клубах и на концертных площадках.
Гибкая настройка равномерного распределения в помещении. Габариты далеки от компактных, требуется выделение достаточного места под размещение.
Функциональность. Более высокая стоимость оборудования.

Каждая аппаратура имеет ряд своих преимуществ и недостатков. Это касается и акустических колонок. Преимущества и недостатки двухполосной системы мы будем сравнивать, опираясь на ее различия с однополосной и трехполосной системами. Рассмотрим положительные стороны.

Такие колонки очень популярны. К примеру, в каждом автомобиле вы найдете подобные динамики. В отличие от однополосных систем, 2-полосные динамики имеют объемный звук. За счет двух динамиков звук становится громче и сильнее, что как раз подходит для прослушивания музыки в автомобиле.

Благодаря динамикам НЧ и ВЧ обеспечивается оптимальная частота и качество звука. НЧ отвечает за низкое звучание и тяжелые звуки, а ВЧ за высокие звуки и более плавное звучание. Из-за этого в таких моделях используются самые простые разделительные фильтры, что влияет на финальную стоимость продукта.

Преимущество перед трехполосной системой заключается в установке. Вы сможете легко установить колонку с двумя динамиками. Но вот в случае с трехполосной акустикой этого уже не произойдет. Это происходит потому, что такое оборудование само по себе более сложное (как по внутреннему наполнению, так и в плане установки). Без помощи профессионалов такую акустику будет очень сложно настроить. Если настройку провести неверно, то трехполосная система ничем не будет отличаться от двухполосной. В этом и заключаются основные различия между этими колонками.

Стоит отметить, что особых недостатков у двухполосной акустической системы нет. Конечно, можно придраться к чистоте звука, ведь динамиков всего два. Отвечают они только за верхние и низкие частоты. Но динамик с низкими частотами отвечает еще и за среднюю частоту. Если вы счастливый обладатель идеального слуха, то заметно это будет сразу.

При слишком большой громкости динамики могут не справляться с нагрузкой, и на выходе вместо музыки можно будет отчетливо слышать только бит и бас или в некоторых случаях неразборчивую какофонию, словно прослушиваешь зажеванную кассету. Все зависит от того, на что рассчитан динамик. Обычно такие характерные особенности указываются производителем. Конечно, многое будет завесить от качества сборки и используемых материалов. Поэтому на это также стоит обратить внимание.

Тем, кто не устал

Совсем уж практическая сторона. Итак, выбор динамических головок позади, выбор конструктива (лабиринт-канал) тоже. По рекомендации Рогожина установил программу Hornresp австралийского разработчика. Выполнив пошаговые инструкции, получил первый результат. Скажу так, практически вслепую пришлось выполнить не менее сотни расчетов для обеспечения всех требований. К чему нужно стремиться – инструкции даны Рогожиным. Далее делюсь собственным опытом.

Здесь представлено пять вариантов корпусов для одного типа динамика. Все варианты, кроме последнего (это шестой вариант, полученный переделкой пятого), выполнены в размере 1520 мм в высоту (высота фанерного листа). Ширина и глубина корпусов различная и зависит от расчетного сечения канала. Внутренняя архитектура – тоже различная.

Первый вариант (правый корпус на первом фото) выполнен из фанеры 15 мм. Масса корпуса — около 70 кг (без отделки). Все последующие – фанера 12 мм и масса от 35 до 55 кг. Легкие вибрации незначительных участков поверхности на корпусах акустики толщиной 12 мм присутствуют при подаваемой мощности в 100 Вт.

Таким образом, при комфортном уровне громкости вибрации корпуса и призвуки не отмечены. Призвуков, кстати, не отмечено при любом уровне громкости.

    Особенности, выявленные в процессе набора опыта следующие:
  1. Сначала было непонятно объяснение в п.9 инструкции Рогожина о параметрах Con (1) и Con (2). Лишь позже понял, что это длины двух участков резонансного канала. Вместе они составляют общую длину канала, влияющую на частоту настройки. И выражаются они в сантиметрах.
  2. На больших динамиках обеспечить предложенный в инструкции вариант сворачивания канала приведет к росту высоты АС. Пришлось изобретать. Окончательный принципиальный вариант, принятый для работы такой:

    Конечно, за время строительства шести вариантов была отработана технология изготовления, детали конструкции АС, способы сворачивания большого канала. Вживую внутренности АС имеют такой вид:

    И так далее.

  3. Обратил внимание на некоторую некорректность работы программы. Например, при расчете удается обеспечить групповые временные задержки (ГВЗ) в пределах рекомендуемой нормы. При печати результата расчета, диаграмма ГВЗ имеет серьезные искажения, недопустимые выбросы, которые не соответствуют действительности.

    Т.е. расчетные выбросы ГВЗ не превышают 20мс (копия экрана — слева), а при печати они же выпадают до значения в 670мс (правое изображение). Внимание, изготовленная по приведенному расчету АС обеспечила ровную работу, без призвуков и неравномерности. Нужно верить левому изображению.

  4. Накопленный опыт позволяет предложить следующие рекомендации при выполнении расчетов:
    • Частота настройки канала АС лучше, если будет находиться рядом с резонансной частотой головки. Можно выше, но кому это нужно?
    • Обращайте внимание на обеспечение горизонтальности участка настройки АЧХ канала от резонанса и выше. Подтверждаю, незначительный подъем АЧХ в зоне резонанса (в приведенном рисунке соответствует частоте 38,36 Гц) хорошо ощущается «на слух» во время работы АС.
    • При установке зоны размещения 1пи – АС у стенки (параметр Ang), отдача для музыкальной АС не должна превышать 102-104 дБ (выше, набивает голову даже при низкой громкости и приходится выкручивать НЧ ниже нуля). Создается впечатление мятого баса, его становится реально много. Обратите внимание, оптимизированная отдача АС дана для чувствительного динамика (-99 дБ). Подозреваю, что при использовании динамика с меньшей чувствительностью отдачу АС нужно будет соответственно уменьшить.
    • При расчетах можно обеспечить настройку канала на частоту ниже резонанса динамика. Можно обеспечить суммарную отдачу АС заметно выше самого динамика. В первом случае (частота настройки ниже резонанса) – получаем размытость баса, сниженную артикуляцию. Чем ниже настройка от резонанса, тем заметнее эффект. Во втором случае (испытал вариант с давлением АС около 107,5 дБ) – бас становится как бы забитым, мощным, неразборчивым. Слушать тяжело. Быстро устаешь от такого звука.
  5. Было замечено, что объем камеры гашения третьей моды (КГТМ – мой термин), которая находится в зоне канала S1-S2, напрямую влияет на качество гашения этой моды. Уменьшаем объем КГТМ при сохранении длинны участка канала, размах моды растет (на рисунке выше ее всплеск соответствует частоте чуть выше 100 Гц) и напротив, с ростом объема КГТМ всплеск моды уменьшается. Изменение объема КГТМ выполнял изменением площади сечения S1.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Проводные наушники Sony обзор накладных и вакуумных больших с микрофоном и других моделей Как выбрать

Отладка кроссовера

Выше были описаны подходы и особенности создания акустического оформления АС. Следует отметить, что габариты и масса АС внушительные, мощность используемого динамика высокая. Когда акустические системы задумывались, было убеждение, что слушать их нужно при подводимой мощности в 0,5 Ватта. Это обстоятельство и было одним из ограничений при выборе динамика.

В настоящее время, полученные АС подключены к усилителю фирмы Sony, у которого градуировка уровня громкости выполнена в децибелах. Поздно вечером, когда уже нет посторонних звуков, акустика великолепно и ярко звучит при громкости минус 66 дБ. Еще отмечу, что запас мощности динамиков гарантирует работу АС с минимальными линейными искажениями при любой громкости комфортного уровня.

Итак, отладка звука в кроссовере.

Первоначально полученный комплект динамиков и заказанные у производителя (компания Beyma, Испания) кроссоверы FD-2XA для этих конкретных динамиков меня разочаровал. Первое включение на малой громкости привело в полное недоумение. Звук был просто ужасен. На малой громкости басы почти отсутствовали. При росте громкости – превращались во что-то совершенно несуразное, издавая невероятное бормотание. Музыки, как таковой, не было.

После 3-4-часового прогона на высокой громкости (70-90 Вт) динамики заработали (прогрелись). Однако неудовлетворенность звуком не исчезла. Ни душевности, ни грандиозности басов, ни желаемых эмоций. Только похвальная детальность звука.

Как я уже упоминал ранее, отработка звучания выполнялась по двум направлениям: поиск оптимальных параметров лабиринта и работа с кроссовером. Наработки по лабиринту даны выше. Кроссовер так же преподнёс свои уроки. Его схема найдена в интернете. Представлял он собой фильтры первого порядка с цепью согласования входного комплексного сопротивления НЧ громкоговорителя. Частота раздела полос, по данным сайта Beyma – 1800 Гц.

Трехполосные акустические системы особенности акустики Как выбрать аудиоколонки для дома Виды 3-полосных акустических систем

Конечно, я мог бы подробно изложить все поиски и повороты настройки полученных фильтров, но что-то подсказывает, такое изложение будет скучным и малоинформативным. Изложу в тезисах.

  1. Оказалось, после отключения емкости 15 мкф, воспроизведение басов стало приятнее.
  2. Тесты показали, что на некоторых музыкальных композициях акустика дает слышимые искажения. Удалось установить, что искажения вносит ВЧ часть динамика. Искажения исчезают при смещении частоты среза ВЧ фильтра до 2500 Гц и выше.
  3. Для уменьшения яркости, можно даже сказать, «крикливости» динамиков в СЧ диапазоне вместо емкости 2,2 мкф лучше использовать емкость 0,68 мкф.

После таких изменений звук стал очень даже неплохим, но все же, устраивал не совсем. Попытка оставить НЧ динамик без индуктивности L1, не способствовала дальнейшему улучшению звучания АС. Все же, неравномерность АЧХ динамика нужно компенсировать. Индуктивность производителя сохранил на своем месте. Ее влияние хорошо ощущается.

И вот, после длительного прослушивания различных жанров, после попыток варьировать номиналы оставшихся элементов фильтров прямо во время прослушивания, «на ходу» так сказать, отключил RC-цепочку согласования (8,2 Ом и 8,25 мкф – указаны на схеме). Произошел потрясающий эффект. Ощущение вздоха динамика, обретшего свободу, до этого удерживаемого некой удавкой.

Следует еще отметить тот факт, что катушки индуктивности кроссовера Beyma несерьезны. Они намотаны медным проводом 1мм. Для НЧ динамика параметры индуктивности 1Ом и 1,44 мГн. На больших мощностях потеря энергетики баса гарантирована. Учитывая параметры индуктивности НЧ фильтра, полученные измерением, я заказал индуктивности для НЧ и емкости для ВЧ звеньев более высокого класса.

Выполненная работа позволила адаптировать параметры резонансного канала к выбранному динамику и обеспечила звучание АС не ниже ожиданий, нарисованных сознанием. О звуке напишу ниже. Все работы заняли около пяти месяцев (выходные и вечернее время, учитывая наличие запала, время на прослушивание и анализ, на следующие расчеты и т.д.

) и потребовали определенных затрат. Уверенно скажу – уровень звучания соответствует акустике ценового диапазона от двух миллионов рублей. Фактические затраты, особенно с учетом имеющегося оборудования несоизмеримо ниже. Пройденный путь был непростым. Созданная АС зазвучала не только благодаря точному или удачному расчету резонансного канала, интуитивно, в какой-то степени, выбранному динамику, своему подходу к моделированию и изготовлению корпуса.

Напомню, построенная акустическая система двухполосная, наличие кроссовера обязательно. Работа с кроссовером также позволила внести свою лепту в окончательный звук и получить полезный опыт. Демпфирование в конструкции АС не использовалось. Возможно, предприму попытку оценить влияние демпфирования в конкретном случае.

Звук

Не исключено, что у меня развитая сентиментальность. Достигнутое звучание двух-полосных АС то на одном, то на другом треках привели к душевному и сердечному трепету, к запиранию дыхания, провоцировали к повторному прослушиванию понравившихся композиций. Правильный или неправильный звук – не обсуждаю.

Если звучащая АС вызывает у слушателя убеждение реальности от слышимой музыки, вокала, звуков и призвуков – цель уже достигнута. Если отдельные повороты музыкальной программы могут высушить горло, сделать глаза влажными – задача выполнена по максимуму. Склонен считать, что построенные прототипы будущих АС близки к заветному максимуму.

Скажу откровенно, не получив такого результата, я бы не позволил себе открыто делиться своими наработками. Возможно, кто-то скажет, новичкам везет. Мне же досталось двойное везение. Две пары великолепных АС на базе динамиков 75ГДШ3-1, выпущенных в советское время, вытянувших на себе 35 лет сценической жизни и пары новых, на базе динамиков 15XA38Nd испанской Beyma.

Автор статьи Юрий Кобзарь.

Публикуется авторская точка зрения, которая может не совпадать с мнением редакции «Мир Hi-Fi».

Эту статью прочитали 51 715 раз

Оцените статью
Экодача
Adblock
detector