Тонарм что это такое Настройка тонарма для винилового проигрывателя Эффективная масса тангенциального и радиального видов Их длина

Грампластинка

Рис. b.

Коробление. Вид деформации поверхности грампластинки при ее изготовлении или неправильном хранении, приводящий к подъему или опусканию участков поверхности грампластинки относительно среднего уровня. Приводит к увеличению реального плавания звука («Wow») с частотами 0,5—10 Гц, вплоть до значения в 0,2%.

Эксцентриситет. Эта погрешность при изготовлении грампластинки приводит к синусоидальному изменению линейной скорости считывания информации с частотой 0,55 Гц (для скорости 33 об/мин). Существуют, правда, технические решения, преднамеренно изменяющие скорость вращения диска проигрывателя в зависимости от отклонения головки звукоснимателя вправо или влево от центра вращения диска и уменьшающие этот дефект.

Контакт «грампластинка — игла». Теоретически превращает воспроизводимую синусоиду в ее разновидность — поиду. Несоответствие реальной формы острия иглы и режущей кромки резца, а также их физических размеров, в общем случае приводят к возникновению как четных, так и нечетных гармоник воспроизводимого сигнала, которые приводят к нелинейным искажениям, во всяком случае на порядок превышающем нелинейные искажения, например, оконечного усилителя мощности.

Технологические издержки. Пластинки, во всяком случае тех, восьмидесятых годов, являлись продуктом кропотливого процесса редактирования, микширования, монтажа. Результатом этого является то, что, по утверждениям японцев, лучшие экземпляры грампластинок имели интегральный коэффициент детонации не менее 0,25%.

Головка звукоснимателя

Как ни странно, но звукосниматель один из самых совершенных узлов тракта звуковоспроизведения. Действительно, и частотные характеристики, и разделение между каналами, и выходные напряжения, и способность следования, и гибкость подвижной системы — все самого высокого качества, способно угодить самому привередливому меломану и самой привередливой грампластинке, пока…

пока игла головки не опустится в канавку. Контакт иглы с канавкой приводит к искажениям огибания, которые возникают из-за геометрических различий между резцом рекордера и иглой головки звукоснимателя. Результатом при воспроизведении неизбежно будут не только новые гармонические составляющие, но еще и фазовая модуляция.

Нелинейные искажения увеличиваются пропорционально частоте, поэтому их мешающее действие чрезвычайно велико, и они считаются определяющими искажениями головки звукоснимателя. Фазовая модуляция, в свою очередь, означает и частотную модуляцию, что является причиной, например, интермодуляционных искажений, зависящих как от прижимной силы, так и уровня сигнала. (рис.

а)
О порядке величин нелинейных искажений головок звукоснимателей высокого класса можно судить по головке Shure V-15 Type IV — 1,2 % на частоте 1000 Гц (для подвижного магнита), интермодуляционных — 2,2% для колебательной скорости 20 см/сек. Великолепная головка Ortophon SL 20E (подвижная катушка) имеет интермодуляционные искажения около 1,0%.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Угловая кухня в хрущевке 50 фото дизайн маленькой кухни со стиральной машиной Как выбрать готовый малогабаритный угловой кухонный гарнитур в хрущевку

Я привожу здесь минимальные цифры. Посмотрим на зависимость гармонических и интермодуляционных искажения от типа иглы, предоставленный фирмой Shure (рис. b). Ну, и как вам величины искажений от самых совершенных форм иглы? А при неправильной установке или износе иглы они достигают вообще устрашающих величин (рис. e).

Кроме этого, принципиально существует так называемый пинч-эффект (паразитное вертикальное перемещение иглодержателя), генерирующий при поперечной записи четные гармоники основного сигнала, а при глубинной записи — нечетные, а это в музыке — диссонирующие звуки. Правда, этот тип искажений снижается при уменьшении геометрических размеров иглы и ее малого радиуса. Существуют и менее значимые искажения, рассматривать которые в данной статье не имеет смысла из-за недостатка места.

Тонарм

Рис. с. Коэффициент второй гармоники при оптимальном поворотном тонарме
Рис. d.
Рис. е. Коэффициент интермодуляционных искажений при неправильной установке тонарма для новой (а) и изношенной иглы (б) в зависимости от расстояния до центра пластинки

Необходимо напомнить читателю, что весь проигрыватель представляет из себя целый набор резонансных систем (spring-mass system), частоты основных резонансов, каждая из которых находится не только вне воспроизводимого диапазона частот, но и внутри его. Суть этих систем состоит в конечной упругости многих элементов проигрывателя и связанной с этой упругостью определенной массой.

Примером могут служить гибкость подвижной системы головки звукоснимателя и масса иглодержателя, та же гибкость звукоснимателя и масса тонарма, приведенная к кончику иглы, масса иглы и конечной упругости материала грампластинки, масса всего проигрывателя и гибкость опор корпуса, ну и т.д. Тонарм призван в значительной степени помочь нивелировать паразитные резонансные колебания и улучшить параметры звуковоспроизведения в случае грамотной конструкции и верно подобранной под него головки звукоснимателя.

Смею вас заверить, что математика построения идеального тонарма тщательно отработана, но идеал так и не достигнут.
Какие искажения привносит система «головка звукоснимателя — тонарм» после того, как игла головки звукоснимателя опустится в канавку?
Как вы уже знаете, отслеживание коробления и эксцентриситета грампластинки приводят к детонации и плаванию звука.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Стиральные машины для дачи без водопровода

Легче с этой проблемой справляются обычные поворотные 9—12-дюймовые тонармы и все виды тонармов с обратной связью по положению тонарма над пластинкой как поворотные, так и тангенциальные. Пассивные тангенциальные тонармы, да еще короткие, очень трудно справляются с этой проблемой, так как гораздо более жесткие по сравнению с гибкостью подвижной системы головки звукоснимателя провода оставят тонарм неподвижным, в то время как иглодержатель «примет на себя» все уходы из-под него канавки.

Как правило, изготовители данной продукции опускают этот феномен в технических параметрах, хотя он является определяющим в точном ведении головки в канавке. Для коротких тонармов типа модели Evolution фирмы Clearaudio или заслуженного Revox B 790 кошмарны величины коэффициента детонации при проигрывании коробленых пластинок (см. выше).

По этой причине проигрыватели с «короткоствольными» тонармами и не прижились в широких слоях меломанов.
Даже для оптимально рассчитанного поворотного тонарма всегда присутствуют нелинейные искажения величиной около 1% за счет т.н. горизонтального угла погрешности, определяющего угол между касательной к данной канавке и продольной осью головкодержателя тонарма (рис. c).

Кроме того, существуют ведь и факторы, влияющие на величину переходных затуханий между каналами — сдвиг, поворот и наклон осей чувствительности подвижной системы головки звукоснимателя — ну, прямо сход-развал колес в вашем «Мерседесе».
Необходимо предостеречь меломанов от бесконечных смен головок звукоснимателей с целью выдвижения середины стереокартины или устранения мешающих стен комнаты прослушивания ввиду того, что узел «головка звукоснимателя—тонарм» как раз является одной из spring-mass-систем, где изготовители проигрывателя обязаны учитывать ее резонансные свойства, определяемые как головкой (гибкость подвески иглодержателя), так и тонармом (массой тонарма, приведенной к кончику иглы).

Несоблюдение этих требований приводит к частой полной потере контакта или, что еще невыносимей, к его частичной потере. Нельзя забывать, что указанный узел должен оставаться безучастным к частотам коробления грампластинок, но уже с 20 Гц полностью воспроизводить записанный сигнал (рис. d)!
Представляется, что изложенное выше, которое является только частью проблем воспроизведения аналоговой грамзаписи (ведь мы почти не говорили об износе самой пластинки, сроке службы иглы и многом, многом другом) являлось достаточно сильным аргументом, что появился компакт-диск или что-то ему подобное.

Немного субъективного

Если вы хотите субъективно оценить свою High End-систему во всех звеньях, рекомендую достать грампластинку с записью увертюры П. И. Чайковского «1812 год», выпущенную фирмой «Telarc» в начале 80-х. В полном соответствии с партитурой на ней присутствует выстрел пушки, причем в данном случае было взято орудие именно тех времен.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Лучшие беруши для сна какие беруши самые эффективные от храпа мужа и прочего шума Рейтинг удобных моделей отзывы

Вы можете на грампластинке почти в самом конце даже без увеличения обнаружить этот блестящий излом канавки, составляющий несколько миллиметров. Если после проигрывания этого замечательного произведения хрусталь у вас в квартире дрогнул и понес потери — ваш проигрыватель для винила достоин вашей системы. В противном случае CD-проигрыватель за разумные деньги будет лучшей альтернативой.
Всего вам наилучшего!

Оцените статью
Экодача
Adblock
detector