Лучшие советские объективы: фото, история

Немного об истории развития советской фототехники

Прежде чем рассмотреть лучшие советские объективы, стоит немного изучить их историю. С появлением СССР в этой стране стали пытаться выпускать собственную уникальную технику, среди которой были и фотоаппараты. Однако, как это было и в других сферах, в большинстве случаев советские объективы и аппараты к ним были скопированы с удачных зарубежных аналогов.

Одним из самых первых фотоаппаратов с такой оптикой был легендарный ФЭД 1934 года с одноименным объективом. Данная конструкция была вчистую «одолжена» у немецкого малоформатного дальномерного фотоаппарата Leica ІІ.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Следующим значимым достижением в этой сфере стал двухобъективный аппарат «Комсомолец», выпускавшийся с 1946 по 1951 год (копия немецкого Voigtländer Brilliant). В отличие от ФЭДа, у этого прибора оптика была не съемной — это объективы Т-21 f 6,3/80 мм типа «Триплет». А вот у «Москвы-2» (Super Ikonta C 531/2 от Zeiss Ikon) уже стоял съемный объектив «Индустар-23» 4,5/110 мм.

Следующие пару лет особых продвижений в создании советской оптики и фотоаппаратов не было, а лишь копировались уже известные модели мировых брендов или более ранние экземпляры. Кстати, таким способом «Комсомолец» стал «Любителем», а ФЭД — «Зорким».

Все, что нужно знать о телеобъективах

В 1951-1956 годах на рынке появился малоформатный дальномерный фотоаппарат «Зоркий-3» (Leica ІІІ, для которого были разработаны съемные объективы «Юпитер-8» 2/50 и «Юпитер-17» 2/50). Параллельно в 1952-1956 гг. был изобретен и выпускался малоформатный однообъективный зеркальный «Зенит», созданный на основе дальномерного «Зоркого», но гораздо совершеннее, как на то время. Для этого, без сомнения, достижения применялись такие советские объективы, как «Индустар-22» 3,5/50 и «Индустар-50» 3,5/50.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Виды и сорта гортензий 122 фото садовые гортензии для российских садов описание разновидностей Саммер сноу и Скайфолл Мэджикал файер и других

Следующим успехом в данной области стала модернизированная переделка «Зоркого-3С» в аппарат «Зоркий-4» (1956-1973 гг.). На тот момент это была самая популярная модель, которая долгие годы оставалась лучшей в своей серии. Как правило, «Зоркий-4» комплектовался такими советскими зеркальными объективами, как «Юпитер-8» 2/50 и «Индустар-50» 3,5/50.

В послевоенное время в стране стало выпускаться немало новых моделей на основе старых или позаимствованных у загнивающего Запада. Справедливости ради нужно отметить, что отечественные умы пытались вносить в такие приборы собственные идеи. Однако зачастую руководство тормозило эти начинания. Основная причина заключалась, естественно, в деньгах. Ведь разработать что-то самому — это дольше и дороже, чем украсть уже готовую мысль.

Для всех нас главным является тот факт, что уже со второй половины пятидесятых большинство новых моделей в Союзе оснащались сменной оптикой. А это значит, что в стране появилось несколько предприятий, специализирующихся на выпуске фотообъективов. Так что этот период стал поворотным в истории советской фотооптики, поскольку теперь она обрела определенную независимость.

Фиксы:

  1. Nikon 10mm f/2.8 RF Aspherical 1 Nikkor CX
  2. Nikon 10.5mm f/2.8G ED Nikkor DX AF Fisheye
  3. Nikon 20mm f/2.8 Nikkor AI-S
  4. Nikon 20mm f/2.8D AF Nikkor
  5. Nikon 24mm f/2.8 Nikkor AI
  6. Nikon 24mm f/2.8 AF Nikkor MKII
  7. Nikon 28mm f/3.5 Nikkor-H Auto PRE-AI
  8. Nikon 28mm f/2.8 Lens Series E
  9. Nikon 28mm f/2.8 MKII Lens Series E. Обзор от читателя Радоживы
  10. Nikon 28mm f/2.8 AF Nikkor MKI
  11. Nikon 28mm f/2.8 AF Nikkor (MKII)
  12. Nikon 28mm f/2.8D AF Nikkor
  13. Nikon 28mm f/2 Nikkor AI MF
  14. Nikon 28mm f/1.8G N AF-S Nikkor
  15. Nikon 35mm f/2 Nikkor AI-S
  16. Nikon 35mm f/2 AF Nikkor MKI
  17. Nikon 35mm f/2D AF Nikkor MKII
  18. Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX Nikkor
  19. Nikon 40mm f/2.8G DX AF-S Micro Nikkor
  20. Nikon 50mm f/2 Nippon Kogaku Japan Nikkor-S Auto NON-AI MF
  21. Nikon 50mm f/2 Nikkor-H.C Auto Non-AI MF
  22. Nikon 50mm f/1.8 Lens Series E MKII
  23. Nikon 50mm f/1.8 Nikkor (AI-S). Обзор от читателя Радоживы
  24. Nikon 50mm f/1.8 AF Nikkor MK I
  25. Nikon 50mm f/1.8 AF Nikkor MKII, MIJ
  26. Nikon 50mm f/1.8 AF Nikkor MKII, NJ
  27. Nikon 50mm f/1.8 AF Nikkor MKII, MIC
  28. Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor MK III
  29. Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor
  30. Nikon 50mm f/1.4 Nikkor-S Auto Non-AI MF
  31. Nikon 50mm f/1.4 Nikkor-S.C Auto Non-AI MF
  32. Nikon 50mm f/1.4D AF Nikkor made in Japan
  33. Nikon 50mm f/1.4D AF Nikkor made in China
  34. Nikon 50mm f/1.4G AF-S Nikkor
  35. Nikon 50mm f/1.2 Nikkor (AI-S MF)
  36. Nikon 55mm f/1.2 Nikkor-S.C Auto (NON-AI)
  37. Nikon 55mm f/1.2 Nikkor (Non-AI MF K)
  38. Nikon 55mm f/3.5 Nippon Kogaku Japan Auto Micro-Nikkor (Non-AI MF)
  39. Nikon 55mm f/2.8 Micro-Nikkor (AI-S MF)
  40. Nikon 58mm f/1.4G N AF-S Nikkor
  41. Nikon 60mm f/2.8 AF Micro Nikkor (MKI)
  42. Nikon 60mm f/2.8D AF Micro Nikkor (MKII)
  43. Nikon 60mm f/2.8G N AF-S Micro Nikkor ED IF Aspherical (MKII)
  44. Nikon 85mm f/3.5G ED VR IF DX AF-S Micro Nikkor
  45. Nikon 85mm f/2 Nikkor (AI-S). Обзор от читателя Радоживы
  46. Nikon 85mm f/1.8 Nippon Kogaku Japan Nikkor-H Auto (Non-AI MF)
  47. Nikon 85mm f/1.8 Nikkor (Non-AI MF K)
  48. Nikon 85mm f/1.8 AF Nikkor (MKI)
  49. Nikon 85mm f/1.8D AF Nikkor
  50. Nikon 85mm f/1.8G AF-S IF Nikkor
  51. Nikon 85mm f/1.4 Nikkor AI-S
  52. Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor
  53. Nikon 85mm f/1.4G N AF-S Nikkor
  54. Nikon 100mm f/2.8 Series E MF
  55. Nikon 105mm f/2.8 AF Micro Nikkor (MKI)
  56. Nikon 105mm f/2.8D AF Micro Nikkor
  57. Nikon 105mm f/2.8G ED VR IF N AF-S Micro Nikkor
  58. Nikon 105mm f/2.5 Nikkor AI MF
  59. Nikon 105mm  f/2.5 Nippon Kogaku Japan Nikkor-P Auto. Обзор читателя Радоживы
  60. Nikon 105mm f/2D AF DC-Nikkor Defocus Image Control
  61. Nikon 105mm f/1.8 Nikkor AI-S MF
  62. Nikon 135mm f/2.8 Nikkor-Q Auto Non-Ai MF
  63. Nikon 135mm f/2.8 Nikkor K, AI MF
  64. Nikon 135mm f/2 Nikkor AI MF
  65. Nikon 135mm f/2D AF DC-Nikkor Defocus Image Control. Обзор от читателя Радоживы
  66. Nikon 180mm f/2.8 ED Nikkor AI-S MF
  67. Nikon 180mm f/2.8 ED AF Nikkor MKIII
  68. Nikon 180mm f/2.8D ED AF Nikkor MKIV
  69. Nikon 200mm f/4 NIKKOR-Q Non-AI MF
  70. Nikon 200mm 1:4 Micro-NIKKOR (AI). Обзор от читателя Радоживы
  71. Nikon 300mm f/4.5 Nikkor-H Nippon Kogaku Japan Auto Non-AI MF
  72. Nikon 300mm f/2.8 ED AF Nikkor
  73. Nikon 300mm f/4D IF ED AF-S
  74. Nikon 300mm f/4 ED AF Nikkor
  75. По этой ссылке можно посмотреть реальные цены на фикс объективы Nikon Nikkor

Основные линейки объективов в СССР

Хотя фотооптики выпускалось за последующие годы немало, наибольшую популярность приобрели лишь несколько марок.

  • «Юпитер». Этот тип объектива был изначально скопирован с немецкого CZJSonnar еще в 1949-м. Всего за годы СССР было разработано около двухсот моделей подобной оптики. Причем назначение у них было самое разное. Светосильные советские объективы «Юпитер», как правило, копировались с наиболее удачных моделей CZJ Sonnar и подходили к большинству фотоаппаратов типа «Киев», «Салют», «Нарцисс», «Ленинград», «Зоркий» и т. п. Стоит отметить, что байонеты (размер резьбы) у такой оптики были разными, как и заводы-изготовители.
  • Еще один тип советских объективов, который знаком практически каждому, — это «Индустар» (название от «индустриализация» модный европейский суффикс -ар). Всего в этой линейке было чуть более ста моделей, которые производились на совершенно разных предприятиях СССР. Главной отличительной особенностью таких приборов была их оптическая схема, состоящая из четырех линз, две из которых были склеены между собой. В большинстве своем такие объективы ставили на фотоаппараты марок «Зенит», ФЭД, «Нева», «Спорт», «Москва», «Заря», «Салют» и др.
  • Также известен был во всей стране «Гелиос». Оптика этой марки ставилась не только на фотоаппараты, но и на кинокамеры, применялась при аэрофотосъемке и т. п. Большинство «Гелиосов» состояло из шести линз в четырех группах, хотя встречались и объективы на семь линз. В этой линейке было выпущено чуть более ста двадцати моделей, которые можно было ставить на те же фотоаппараты, что и «Индустар», поскольку тип байонета у этой оптики был идентичным.
  • Чуть менее многочисленной была линейка советских широкоугольных объективов «Мир». Их было выпущено больше семидесяти моделей. Подобные приборы могли ставиться на те же фотоаппараты, что и вышеперечисленные. Хотя были и исключения из данного правила. К примеру, «Мир 1-А» имел сменный хвостик-адаптер, что позволяло устанавливать его и на аппараты с другими типами резьбы.
  • А вот «Калейнар» — это серия довольно редких объективов для советских фотоаппаратов, которая была малочисленной. Их оптическая система состояла из четырех линз в четырех компонентах. Выпускалось это чудо на киевском заводе «Арсенал», причем в свободную продажу поступало всего две модели линейки: «Калейнар-3» и «Калейнар-5». Из-за особенных типов байонетов («Б» и «В») эта оптика могла ставиться только на аппараты «Киев-6С», «Киев-60» («Б»), а также на «Салют», «Салют-С» и «Киев-88» («В»).
  • Нельзя забыть о линейке длиннофокусных объективов «Таир». Подобная оптика не ставилась на готовые аппараты, а продавалась отдельно в качестве сменных малоформатных однообъективных зеркальных фотоаппаратов. Интересной их особенностью можно считать то, что к моделям с буквой «А» в названии шли в комплекте переходники. Таким образом, «Таир» можно было ставить на большинство фотокамер с разными типами байонетов, что и обусловило его распространенность. Остальные же типы таких советских зеркальных объективов имели четкий размер крепления: или «Б», или «В».
  • Еще одна немногочисленная линейка фотооптики СССР — «Рубин». Так называлась серия с переменным фокусным расстоянием. Аппарат был скопирован с Voigtländer Zoomar. Что касается крепления, то большинство моделей имели редкий байонет «Ц» или «Автомат», поэтому могли ставиться лишь на ограниченное количество камер: «Зенит-4», «Зенит-5», «Зенит-6» («Ц»), «Киев-10» и «Киев-15» («Автомат»).
  • Также стоит выделить такое семейство объективов, как «Зенитар». В отличие от всех вышеперечисленных, оптика этой марки выпускается в Российской Федерации и по сей день. У «Занитара» в линейке есть как объективы с нормальным фокусным расстоянием, так и широкоугольные, длиннофокусные и модели с переменным фокусным расстоянием.

Полезные статьи по системе Nikon

Объективы CANON

  1. Canon Lens EF-M 22mm 1:2 STM
  2. Canon Lens EF-S 24mm 1:2.8 STM. Обзор читателя Радоживы
  3. Canon Lens EF 40mm 1:2.8 STM
  4. CANON LENS EF 50mm 1:1.4 USM. Обзор от читателя Радоживы
  5. CANON LENS FL 50mm 1:1.8. Обзор от читателя Радоживы
  6. Canon EF Lens 50mm 1:1.8 STM
  7. Canon Compact-Macro Lens EF 50mm 1:2.5
  8. Canon Lens FD 50mm 1:1.8
  9. Canon Lens EF 50mm 1:1.8 (MKI)
  10. Canon Lens EF 50mm 1:1.8 II Canon INC. ø52mm Made In Malaysia
  11. Canon Lens EF 50mm 1:1.8 II Canon Lens Made in Japan
  12. Canon Lens FD 55mm f/1.2 S.S.C MF
  13. Canon EF 85mm 1:1.8 USM
  14. Canon Lens EF 100mm 1:2 Ultrasonic. Обзор от читателя Радоживы
  15. Canon Macro Lens EF 100mm 1:2.8 L IS USM
  16. CANON LENS FD 135mm 1:3.5
  17. Canon Zoom Lens EF-S 10-18mm 1:4.5-5.6 IS STM. Обзор от читателя
  18. Canon Zoom Lens EF 11-24mm 1:4 L USM Ultrasonic (обзор от читателя Радоживы)
  19. Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM
  20. Canon Zoom Lens EF-S 17-85mm 1:4-5.6 IS USM
  21. Canon Zoom Lens EF-S 18-55mm 1:3.5-5.6 III
  22. Canon Zoom Lens EF-S 18-55mm 1:3.5-5.6 II
  23. Canon Zoom Lens EF-S 18-55mm 1:3.5-5.6 IS
  24. Canon Zoom Lens EF-S 18-55mm 1:3.5-5.6 IS II
  25. Canon Zoom Lens EF-S 18-55mm 1:3.5-5.6 IS STM
  26. Canon Zoom Lens EF-M 18-55mm 1:3.5-5.6 IS STM
  27. Canon Zoom Lens EF-S 18-135mm 1:3.5-5.6 IS STM
  28. Canon Zoom Lens EF 20-35mm 1:3.5-4.5 Ultrasonic
  29. Canon Zoom Lens EF 24-70mm 1:2.8 L USM
  30. Canon Zoom Lens EF 24-85mm 1:3.5-4.5 Ultrasonic
  31. Canon Zoom Lens EF 28-70mm 1:3.5-4.5 II (важно: обзор подготовил читатель Радоживы)
  32. Canon Zoom Lens EF 28-80mm 1:3.5-5.6 II
  33. Canon Zoom Lens EF 24-105mm 1:4 L IS USM Ultrasonic
  34. Canon Zoom Lens EF 28-105mm 1:3.5-4.5 Ultrasonic
  35. Canon Zoom Lens EF 28-105mm 1:3.5-4.5 II USM
  36. Canon Zoom Lens EF 28-135mm 1:3.5-5.6 USM IS
  37. CANON ZOOM LENS FD 35-70mm 1:4 AF AUTOFOCUS
  38. Canon Zoom Lens EF 35-80mm 1:4-5.6 Ultrasonic
  39. Canon Zoom Lens EF 55-200mm 1:4.5-5.6 II USM
  40. Canon Zoom Lens EF-S 55-250mm 1:4-5.6 IS STM
  41. Canon Zoom Lens EF 70-210mm 1:4
  42. Canon Zoom Lens EF 70-300mm 1:4.5-5.6 DO IS USM
  43. Canon Zoom Lens EF 75-300mm 1:4.0-5.6 III
  44. Canon mount adapter EF-EOS M
  45. Много полезной информации по системе Canon EOS
  46. По этой ссылке можно посмотреть реальные цены на популярные объективы Canon

Какие переходники используются для старой фотооптики

Разобравшись с линейками лучших советских объективов, стоит узнать, какие из них можно использовать и сегодня. Теоретически практически все, ведь большинство пленочных фотоаппаратов времен СССР до сих пор в рабочем состоянии. Так что можно поставить пленку и снимать, что захочешь. Более того, некоторые фотохудожники сегодня, тоскуя по ретро, откладывают цифровые аппараты и достают советских их предков.

Однако таких чудаков-энтузиастов единицы, а вот большинство любителей фото вполне устраивает хорошая цифровая техника, на которой, к слову, действительно можно использовать советскую оптику. Но чтобы подсоединить это чудо, необходимо использовать специальные переходники, так как у большинства мастодонтов фотооптики байонеты отличаются от тех, что стоят на современных «Никонах», «Кенонах», «Олимпусах» или «Сони» (наиболее популярные марки цифровых аппаратов).

Хотя видов переходников для советских объективов сегодня существует немало (спасибо трудолюбивым китайцам), чаще всего приходится иметь дело с тремя из них, каждый из которых рассчитан на определенный тип байонета:

  • Переходник для оптики с резьбой М39.
  • Байонет Н.
  • Переходник на М42.

Последний является одним из наиболее распространенных. Поэтому с его помощью можно подключить преимущественное большинство советских объективов. М42 прекрасно подходит практически ко всем современным моделям «Никонов» и «Кенонов». Помимо диаметра крепления, переходники еще отличаются своими дополнительными функциями. Так, самые простые из них — это обычные металлические кольца, которые позволяют прикрутить оптику к фотоаппарату.

Более дорогие модели обычно оснащены антибликовым стеклом, главная задача которого (вопреки уверениям множества продавцов) — не дать накопившейся за годы пыли и заводской смазке попасть в цифровой аппарат. Самыми крутыми считаются переходники с чипами. Они позволяют хоть немного автоматизировать работу ретрооптики.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Приобрести любой из переходников можно в любом мало-мальски серьезном магазине фототехники или через Интернет. Также немало умельцев делают подобные аксессуары своими руками. Вот только это долго и слишком трудоемко, в то время как самые простые кольца типа М42 или М39 стоят сущие копейки.

Чтобы подключить советские объективы на «Никон», «Кенон», «Олимпус», «Сони» или другие современные аппараты, нужно сделать ряд простых действий:

  • Прежде всего стоит выключить фотоаппарат (и кто бы мог подумать, что некоторые могут о таком забыть).
  • Далее нужно прикрутить переходник к оптике, которую предварительно следует очистить от пыли, смазки и других загрязнений. Кстати, для этого лучше использовать специальные тряпочки или наборы.
  • Затем снимается родная оптика с фотоаппарата. Как правило, для этого нужно нажать кнопку недалеко от байонета и открутить объектив. В любом случае предварительно нужно изучить инструкцию (несмотря на то что наша национальная традиция предписывает прочтение этого талмуда только в случае поломки).
  • Последнее действие — непосредственно сама установка советского объектива на «Никон», «Кенон», «Сони» и т. п. Чтобы это сделать, нужно отыскать красную или белую точку на переходнике и, сопоставив ее с аналогичной меткой на самом фотоаппарате, вкрутить оптику. Теперь включаем аппарат в режим «М» и пользуемся устройством.

Как видно из предыдущего раздела, подсоединение советской фотооптики к цифровым аппаратам — дело простое. Помимо этого, использование такого оборудования имеет ряд преимуществ:

  • В первую очередь это цена. Так, советские объективы для Nikon и Canon стоят в разы дешевле, чем их современные аналоги.
  • Кроме дешевизны, у оптики отличное стекло, которое позволяет делать очень четкие снимки, которые не деформируются и растягиваются по краям, как это происходит при работе с пластиковыми заменителями.
  • У подобных приспособлений система линз, как правило, проверена годами и позволяет достигать прекрасных результатов.
  • Еще одно преимущество использования советских объективов для Canon, Nikon, Sony и т. п. — это их прочность. Большая часть из них изготовлена из практически неубиваемого металла. Кстати, поэтому они и весят раза в два больше, чем современные их варианты.
  • Помимо этого, такая оптика рассчитана на работу в ручном режиме, а значит колесики и ходовые ее части сделаны максимально удобными и износостойкими.

Однако у использования советских объективов для Canon, Nikon, Sony и т. п. есть и недостатки, и они вполне существенны:

  • В первую очередь это старость техники. Добрая половина из нее старше фотографов, использующеих ее, или хотя бы ровесница. А это значит, что возможность того, что она будет изношена и быстро выйдет из строя (несмотря на хваленое советское качество), весьма велика.
  • Кроме того, стоит помнить, что большинство объективов были рассчитаны на черно-белую съемку, а значит при работе с цветом они могут давать более блеклую картинку. Хотя при возможностях современного фотошопа это мелочи.
  • Еще один существенный недостаток — это качество изготовления. Вспомнив историю фотоиндустрии в СССР, мы видим, что преимущественное большинство всего, что производилось в данной сфере, было фактически украдено у других стран. Однако чтобы никто не заметил, часто производились минимальные косметические изменения. А исходя из количества брака (которым был так славен Нерушимый), можно сделать вывод, что часть объективов была изготовлена не по ГОСТу, а значит качество фотографий будет оставлять желать лучшего. Так что, приобретая подержанную оптику made in USSR, можно оказаться именно тем баловнем судьбы, кому достанется бракованный экземпляр.
  • Если предыдущие причины касались состояния объективов, то далее стоит перечислить негативные особенности их работы. В первую очередь это то, что фотографировать ими можно только в ручном режиме и никак иначе («М»). Конечно, кольца с чипами теоретически позволяют советскому чуду приконнектиться к современной электронике и кое-как с ней взаимодействовать, но это все равно будет ощутимо хуже, чем при использовании родной оптики. Так что, решив работать с мануальными советскими объективами, важно приготовиться к ручному труду и необходимости самостоятельно настраивать все функции в фотоаппарате. С другой стороны, большинство профессионалов даже с крутой современной оптикой так и работают. Поэтому съемка советскими объективами может стать отличной школой и проверкой выдержки для начинающих. Так что попробовать стоит, тем более что в случае неудачи всегда можно обратно поставить родной автоматизированный объектив.

Разобравшись с историей, достоинствами и недостатками ретрооптики, стоит перейти к рассмотрению того, какой советский объектив лучше использовать и для чего именно. Итак, распределить фотооптику можно по разным категориям, но лучше всего это делать по фокусному расстоянию (это расстояние от оптического центра объектива до матрицы, где формируется резкое изображение объекта, измеряется в миллиметрах). Среди подобной аппаратуры проще всего выделить самые распространенные три вида:

  • Широкоугольные — это оптика, в которой фокусное расстояние короче, чем нормальное. Благодаря этому свойству она отлично подходит для съемок пейзажей.
  • Портретные длиннофокусные объективы предназначены для фотосъемки крупным планом.
  • Телеобъективы — разновидность длиннофокусной оптики, конструкция которой позволяет сделать оправу и весь объектив короче, чем его фокусное расстояние.

Лучшие советские портретные объективы

В данной категории самыми-самыми считаются пять моделей оптики времен СССР:

  • Прежде всего, это «Гелиос 44/2″ с фокусным расстоянием (f) два. Его устройство позволяется создавать на снимках любимое многими боке. Иными словами, весь неприглядный задний фон размывается причудливыми кружочками. Однако чтобы научиться фокусировать это чудо на том, что нужно, придется сильно попотеть.
  • Еще один «Гелиос», который считается одним из лучших в своей категории, — это модель 40-2. Кстати, именно поэтому она до сих пор выпускается в России, хотя и уступает западным аналогам. Это оборудование способно создать еще более яркие боке, так как его фокусное расстояние (f) — всего 1,5. Он предназначен для портретной и уличной фотосъемки. «Гелиос 40-2» способен создавать объемную и пластичную картинку, а также обеспечивать мягкую прорисовку деталей без просветов и провалов в тенях.
  • «Юпитер-37А» имеет диафрагму из двенадцати лепестков. Как и «Гелиосы», он отлично размывает задний фон при раскрытой диафрагме. Кстати, чтобы не было размытости на готовом изображении из-за дрожания рук, лучше всего снимать с этим объективом на выдержках менее 1/200.
  • Сородич 37-го «Юпитер-9» имеет еще большее количество лепестков диафрагмы — пятнадцать. Благодаря этому подобная оптика создает яркие и четкие портреты. Кстати, этот экземпляр практически вчистую скопирован с Carl Zeiss Sonnar 85/2.
  • И последний среди лучших портретных объективов советской эпохи — «Таир- 11А». Он разрабатывался для групповой портретной съемки. У него еще больше лепестков диафрагмы — двадцать. Поэтому боке в размытом заднем фоне у этого прибора выходит самое лучшее среди перечисленных.

Стоит отметить, что вся упомянутая оптика прекрасно подходит не только для фотосъемки, но и для видео. Так, многие современные фотоаппараты способны работать в режиме видеокамеры, а способность перечисленных советских объективов красиво размывать фон помогает создавать необычайно романтический эффект при съемке клипов. Кстати, вместе со всей упомянутой оптикой можно использовать макрокольца, которые позволят создавать отличные снимки мелких деталей.

В этой категории не так уже и много примеров хорошей аппаратуры. Возможно, потому что она и в свое время была востребована значительно меньше, чем портретная оптика. Итак, рассмотрим самые лучшие советские широкоугольные объективы:

  • «Зенитар-Н» — это так называемый «рыбий глаз», поскольку его угол зрения составляет почти 180 градусов.
  • Его сородич — «Зенитар МС» — до сих пор выпускается. Несмотря на моральную устарелость, он отлично подойдет для тех, кто хочет набить руку в портретной фотографии. Однако для более серьезных работ в будущем стоит подкопить и купить нечто более современное.
  • А вот старичок «Мир-20М» еще может делать отличные фотографии. Чаще всего он применяется для съемки архитектурных произведений и пейзажей. Его особенностью является высокая резкость по всей площади кадра.

Телеобъктивы

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Что касается телеобъективов, то их список очень короткий, поскольку и во времена СССР они были редкими и весьма дорогими:

  • Самым известным и удачным в этой категории и по сей день считается «Телезенитар-К». У него просто отличная светосила и встроенная бленда (защита от бликов). Он относится к тем резким советским объективам, с которыми можно фотографировать пейзажи и предметы издалека. Также он хорошо себя зарекомендовал для съемки на различных мероприятиях, если объект находится на большом расстоянии. Главным минусом такой оптики является отсутствие стабилизатора изображения. Из-за этого снимать лучше всего со штатива, так как при ручной съемке вероятность дрожания и размытого изображения весьма велика.

Старые советские и зарубежные объективы

Также неплохо себя зарекомендовал телеобъектив «Гранит-11», который производился в Украинской ССР на «Арсенале». Он был одним из немногим советских зум-объективов. Кстати, и после распада СССР завод «Арсенал» продолжал выпускать его, правда, под другим названием — МС ZOOM ARSAT. «Гранит-11», как и «Телезенитар-К», способен делать различные снимки с дальнего расстояния.

Оцените статью
Экодача