Выбираем сабвуфер для домашнего кинотеатра.

Принцип работы сабвуфера

Углубляться в принцип действия нет необходимости, достаточно понимать, что сабвуфер – это низкочастотный динамик. Он отвечает за преобразование частоты поступающего сигнала в звук. Воспроизведение басов происходит при помощи катушки, которая под действие сигнала с усилителя и магнита влияет на диффузор излучателя. Как результат – динамик создаёт низкие частоты (НЧ) звука.

Как правильно выбрать сабвуфер для дома?

Для начала определимся с задачами. Как правило, они бывают двух типов: озвучивать спецэффекты в составе домашнего кинотеатра или играть музыку.

В кинотеатральной системе главная задача сабвуфера — создать нужное звуковое давление при озвучивании спецэффектов. Обычно для этого используются сабвуферы в корпусе с фазоинверторным оформлением. Причина тому — большая отдача в нижнем диапазоне за счет того, что фазоинвертор выпускает на волю те низкочастотные волны, которые рождены внутренней стороной динамика сабвуфера.

К тому же, такое оформление позволяет добиться достаточно «большого» баса от сравнительно небольшого динамика — и в небольшом корпусе. Но и недостатки у фазоинверторных сабвуферов тоже есть: они более прихотливы к выбору места в вашем помещении. Также им присуща более неровная частотная характеристика, ведь частота резонанса у динамика сабвуфера и у самого фазоинвертора — разная.

Вследствие этого, если не уделить должного внимания настройке и поиску наиболее подходящего места — на выходе получите тот самый гул и бубнеж, о которых слагают легенды. Попытки объединить такой сабвуфер в трифоник со стереопарой редко когда заканчиваются удачно. Фазоинверторный бас характеризуется мощью и глубиной, но никак не упругостью и качеством баса, к которому так стремятся любители хайрезов.

Сабвуфер в закрытом ящике — полная противоположность. Он способен на быстрый, упругий и поджарый бас. Менее требователен к вашему помещению, лоялен к музыке, имеет более ровную частотную характеристику — все это идет в плюс. Но для того, чтобы добиться от закрытого сабвуфера мощного и глубокого баса, который будет сопоставим по эффективности с фазоинверторным, нам понадобится гораздо больший объем закрытого корпуса, а следовательно — больше места в помещении под саб. Несмотря на это, для построения трифоника и других музыкальных систем закрытый ящик подойдет гораздо лучше.

Цель такого сабвуфера в составе трифоника — расширить частотный диапазон акустической системы. Для кинотеатральной же системы закрытый сабвуфер тоже будет актуален, но при сопоставимых параметрах размер его будет больше, чем у его собрата с фазоинвертором.

Выбираем сабвуфер для домашнего кинотеатра.

Выбор акустической системы для дома всегда вызывает много вопросов. Одни готовы ограничиться стандартными фронтальными колонками, а другие хотят слышать весь диапазон звуков. В этом случае появляются совершенно новые ощущения от прослушивания любимых треков или от просмотра интересного фильма. Покупателям доступен широкий спектр моделей самых разных производителей, которые помогают добиться поставленной цели.

Такой акустический компонент, как сабвуфер, в первую очередь отвечает за низкие частоты (басы). Зачастую именно благодаря ним появляется глубина у привычной песни или объем звукового сопровождения фильма. Конкретную модель необходимо выбирать с учетом выдвигаемых требований. В этом случае покупателям нужно обратить внимание на основные характеристики:

  1. сохранение баланса громкости по частотному диапазону;

  2. создание глубокого и реалистичного звучания;

  3. доступные возможности для настройки и регулирования;

  4. конструктивные особенности.

Акустическая система должна доставлять настоящее удовольствие. Если хочется подобрать недорогой сабвуфер для маленькой комнаты, тогда стоит обратить внимание на линейку бюджетных моделей Yamaha YST. Они легко подключаются к телевизору, стереосистеме или компьютеру, расширяя диапазоны звучания.

Для более просторных комнат 20-30 кв.м. можно выбрать модели Pioneer S-51W или Velodyne. Они подходят для тех, кто хочет регулярно наслаждаться качественным звуком. Эти модели привлекают в первую очередь оптимальным соотношением цены и качества.

https://www.youtube.com/watch?v=MjN9X78zdow

Если вы рассчитываете на серьезный результат, тогда следует подбирать соответствующие модели – Bowers&Wilkins ASW608 или сабвуфер от американского производителя JBL Studio SUB 250P. Они привлекают прочной, герметичной конструкцией, гибкими настройками регулировки и высокой мощностью.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Забор из металлического штакетника: фото аккуратных ограждений

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Чтобы удачно подобрать модель сабвуфера, нужно учесть размер, конфигурацию помещения и даже расстановку мебели. Все перечисленные факторы индивидуальны, их заочно определить невозможно. Несмотря на отсутствие входных данных, хочется дать несколько основных советов по выбору.

Рекомендации по подбору хорошего сабвуфера:

  • Качественный и прочный корпус. Пластиковые модели под такое описание не подходят. Во время работы хлипкий материал создаёт вибрации, которые нежелательным образом отражаются на качестве басов. Лучше отдать предпочтение корпусу из МДФ. Правда, и он не полностью защищён от искажений, мощные системы могут привести к дребезжанию корпуса. Оптимальный вариант – деревянная основа. Определить качество материала можно по весу, дерево всегда тяжелее заменителей.
  • Цена и тип модели. Модели закрытой конструкции обходятся значительно дороже открытых, но отличаются более насыщенным и чистым звучанием. Фазоинверторые устройства (без защиты динамика) не могут показать аналогичную динамику звука, хотя все равно выдают неплохой звук и стоят гораздо дешевле. Однако, резкий перепад громкости им не свойственен, в отличие от закрытого типа.
  • Мощность. Для небольших комнат и квартир нет необходимости брать мощный сабвуфер. Вместо качественного аудио, появится лишнее дребезжание предметов и неприятный гул. Для домашнего использования оптимально использовать модели мощностью 5-8 Вт на 1 м2.
  • Диапазон частот. Разобраться с вопросом помогут цифры. За глубокие басы отвечают частоты в диапазоне 20-40 Гц, за средние – от 40 до 80 Гц, а высокими считаются – 80-160 Гц. Широко распространены сабвуферы, работающие с диапазоном 40-200 Гц, которые не поддерживают низкие частоты. Для дома оптимальным значением является 30-60 Гц.
  • Глубина и реалистичность звука. Помимо частотного диапазона, нет характеристик, позволяющих определить качество аудио заочно. Перед покупкой стоит послушать, насколько хорошо аппарат справляется со своей задачей – воспроизведением низких частот.

С чего начать?

После того, как задачи для саба определены, рассмотрите устройство, которое отвечает за усиление в вашей системе. Если это ресивер — у подобных устройств уже есть выделенный выход для сабвуфера. Обозначен он чаще всего соответствующей надписью около разъема.

Выбираем сабвуфер для домашнего кинотеатра.

Если в вашей системе трудится стереоусилитель — скорее всего, отдельного выхода для сабвуфера у него нет. В этом случае у выбранной модели саба обязательно должен быть так называемый «высокоуровневый вход». Этот вход позволяет сабвуферу обрабатывать и корректировать исходящий полнодиапазонный сигнал от стереоусилителя.

При таком варианте сабвуфер подключается к клеммам для акустики. Предпочтительно использовать клемму «-» от одного канала и « » от другого. Но встречались случаи, когда экспериментаторы подключали саб к клеммам одной из колонок — такой вариант вполне допустим, но остается на ваше усмотрение.

Также существуют модели сабвуферов, которые оснащены двумя парами клемм для вашей акустики. В этом варианте оба канала от стереоусилителя подключаются к соответствующим входам на сабвуфере, далее от сабвуфера сигнал подается на стереопару.

Это позволяет сабу с помощью встроенного кроссовера разгрузить Ваши АС от низких частот. Но таким способом вводится еще одно звено в звуковой тракт, и я не думаю, что этот вариант предпочтут любители «direct drive» и аналогичных кнопочек.

Лучшие мировые производители сабвуферов

На пике славы и пользуются любовью пользователей следующие бренды:

  • Yamaha. Компания родом из Японии. Является эталоном в мире музыкального оборудования. Фирма с более чем столетней историей начала выпускать акустику с 1971 года, когда изобрела первую интегральную микросхему собственного изготовления. Выпускает сабвуферы для разных целей, среди ассортимента есть и бытовые модели.
  • Pioneer. По известности и качеству продукции, практически не уступает лидеру. Компания ориентирована на разработку всевозможной акустики, но наибольший акцент стоит на ресиверах, колонках и сабвуферах, в том числе автомобильных.
  • JBL. Мировой лидер обладает главным офисом в Америке. Отличается выпуском продвинутых, многофункциональных сабвуферов. Преимущественно занимается выпуском high-end систем, но есть в ассортименте и бюджетные аналоги.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Как правильно посадить гортензию в открытый грунт весной Лучше ли посадка весной чем осенью Как правильно сажать саженцы

Если вы решили выбирать для себя сабвуфер, то это означает, что вы предъявляете специфичные требования и хотите добиться конкретного результата. Штатная акустика телевизора или музыкального центра вас не устраивает, поэтому вы собираетесь усилить ее сабвуферов. В связи с этим необходимо внимательно подходить к выбору техники, потому что каждая модель имеет свои особенности и характеристики.

Yamaha

Японская компания Yamaha является признанным мировым лидером на рынке звукового оборудования и акустических систем. Это одна из старейших корпораций во всем мире, основанная еще в 1887 году. Тогда Торакуси Ямаха, сын самурая, подрядился починить музыкальный орган в местной школе, а после этого решил сам заняться изготовлением музыкальных инструментов.

Pioneer

Компания Pioneer – еще один известный японский бренд, специализирующийся на производстве различной акустики. Она была основана в 1938 году, когда Нозому Тацумото открыл небольшую мастерскую по ремонту радиотехники и громкоговорителей. Сегодня компания известная в первую очередь как производитель аудио ресиверов и акустических систем для автомобилей. Но в ассортименте также представлена акустика для домашнего использования.

JBL

Компания JBL – это американский производитель аудиотехники, предлагающий функциональные и практичные модели сабвуферов. Она была основана в 1946 году, а сегодня являются частью крупного объединения различных производителей аудиотехники для домашнего использования и профессионального звукового оборудования для студий, концертных залов. В ассортименте представлены как high-end системы, так и относительно бюджетные модели.

Куда поставить?

И так, вот он — новенький, блестящий, мощный саб. Успешно подключен, но где же бас? Такое часто случается, без паники. Скорее всего, сабвуфер подключен в противофазе с Вашими АС, и они нивелируют НЧ друг друга. У большинства современных сабвуферов на тыльной стороне имеется переключатель фазы, обозначен он чаще всего «0–180». Щелкаем тумблером, слушаем снова.

Если причина была в этом, разницу Вы услышите сразу же: «правильное» положение фазы — то, в котором низкие частоты слышны громче в месте прослушивания. Если дело не в фазе — проверьте правильность подключения сабвуфера. И посмотрите, наконец-то, в инструкцию. Кладут же их зачем-то в каждую коробку.

Кроме того, у более продвинутых моделей сабов можно найти плавную регулировку фазы. Она может пригодиться, когда вы будете экспериментировать с поиском места — не всегда бывает достаточно двух положений.

Итак, бас есть, но не совсем тот, который вы ожидали? Здесь начинается самая увлекательная часть — отправляем сабвуфер в путешествие по комнате.

Встречается мнение, что проще поставить саб на место прослушивания и самому уйти в тур по комнате на поиск позиции, в которой отдача по низким частотам вам нравится больше всего. Но не всегда это метод работает — несмотря на гибкость низкочастотного излучения, оно так же подвержено переотражениям и зависит от близости пола и стен к излучателю.

Для музыкальной системы оптимальным считается расположение сабвуфера на линии АС. По центру, слева или справа от акустики. Ориентир — качество баса, граничащее с его оптимальным количеством.

Для кинотеатралов же поиск места не должен ограничиваться линией фронтальных колонок — здесь поле для экспериментов можно расширить в пределах зоны расположения вашей системы.

Сравниваем модели

Основные характеристики рассмотренных сабвуферов в одном месте.

Модель Воспроизводимые частоты, Гц Мощность, Вт Диаметр излучателя, мм Размеры, мм Масса, кг Цена, рублей
YAMAHA YST-SW012 28-200 100 200 290x290x328 8,5 7990
YAMAHA YST-FSW050 35-160 100 165 349x175x349 8,45 9990
YAMAHA YST-SW216 20-160 270 250 350x430x382 19 24 990
YAMAHA YST-SW215 28-200 150 200 290x360x322 11,5 16 490
PIONEER S-51W 26-900 150 200 360x382x360 13,5 18 390
VELODYNE IMPACT-10 29-140 275 250 366x391x455 13 29 990
JAMO SUB 210 38-200 200 203.2 283x313x305 7,5 25 990
JBL STUDIO SUB 260P 29-150 600 305 381x445x435 17,2 37 910
BOWERS&WILKINS ASW608 32-140 200 200 260x260x330 8,85 39 490
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Тумба с сиденьем в прихожую 51 фото мебель для обуви с мягким сиденьем в коридор как правильно разместить комод и узкую тумбочку под телефон

Тонкая доводка

Итак, место для нового компонента найдено. Настало время доводки сабвуфера до приемлемых показателей количества баса и уровня громкости относительно общей системы. Для этого все современные сабы оснащены как минимум двумя регулировками: это уровень громкости и частота среза.

Для кино важно эффектное и масштабное озвучивание происходящего на экране. Также важно, чтобы сабвуфер и остальные компоненты системы минимально вмешивались в работу друг друга. Здесь кинотеатралам на помощь приходит внутренний функционал ресиверов. Воспользуйтесь встроенным в ресивер кроссовером, чтобы отсечь от фронтальных и тыловых колонок ненужный диапазон частот.

Выбираем сабвуфер для домашнего кинотеатра.

Если ваша акустика напольная — установите для нее нижний предел примерно в 80 Гц. Если вы используете полочные колонки — оставьте им звуки где-то от 100 Гц и выше. Для сабвуфера же, в свою очередь, установите такие же верхние лимиты: 80 или 100 Гц, соответственно. Касаемо уровня громкости сабвуфера — для начала установите регулятор на треть от возможной мощности. Далее, уже в «полевых» условиях, вы поймете, нужно ли добавить ему громкости или же наоборот — немного отнять.

В Hi-Fi-системе настройка саба отличается. Сперва нужно выяснить, какой частотный диапазон доступен для конкретной АС, которую мы хотим объединить в трифоник. Интересен нам, прежде всего, нижний порог АС. По нему и ориентируемся: если это, допустим, 40 Гц — сперва попробуйте установить срез сабвуфера на 40–60 Гц, чтобы образовалась некая «накладка» и плавная стыковка частот саба и акустики. Можно экспериментировать и поднимать частоту среза еще выше — вплоть до 100–120 Гц.

Здесь результат будет зависеть от того, насколько плотно ваши АС могут играть на той или иной частоте в нижнем регистре. В результате, можно получить как переизбыток верхнего баса, так и приятное его уплотнение, лучшую телесность и полновесность звука. Но по итогу такой настройки, скорее всего, нужно будет убавить уровень громкости сабвуфера. А это, в свою очередь, приведет к ослаблению звучания самых нижних частот, на которые способен ваш саб.

Также существует альтернативный вариант настройки, когда срез сабвуфера устанавливается в его минимальное положение, а тонкая доводка происходит регулировкой уровня громкости саба относительно стереопары. В этом варианте лучше звучат самые нижние герцы — сабвуфер не возьмет на себя ношу АС, или же возьмет, но только ее малую долю. Такой метод рекомендует одна из фирм-производителей сабвуферов.

В конечном итоге, в плане настройки «референсом» считается такое сочетание звука, когда сабвуфер и акустика дополняют друг друга и становятся на слух «одним целым». Но и вкусовые предпочтения никто не отменял: в любом случае, главное — чтобы нравилось лично вам.

Заключение

Для небольших помещений фаворитом на рынке является YAMAHA YST-SW216. При доступной цене в 25000 рублей, оснащается крупным динамиком на 27 см, обладает высокой мощностью и покрывает практически весь диапазон частот. Для среднегабаритных комнат целесообразно покупать PIONEER S-51W. Он выдаёт чистый и сочный бас без помех, лишних звуков.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl Enter

Выводы

Мы давно свыклись с мыслью о том, что сабвуфер в кинотеатральной системе — неотъемлемое звено. О его роли в Hi-Fi-системе споры не утихают уже достаточно долгое время. Счастливчики, которые имеют правильно настроенный трифоник или систему «2 2», неустанно стараются убедить остальных, что «жить стало лучше, жить стало веселее». К сожалению, очень часто — безрезультатно.

Со своей стороны могу добавить: после того, как однажды услышал хорошо настроенный трифоник, большинство АС для меня стали не так привлекательны в низкочастотном диапазоне. Многие из них нуждаются в сабовой поддержке — и это слышно невооруженным ухом. Но выбор, как всегда, остается за вами.

Оцените статью
Экодача
Adblock
detector