Советские радиолы. Советские радиоприёмники. Почему их ценят до сих пор

Особенности радиоприемников

Советские радиолы начали массово появляться в домах граждан лишь после Второй мировой войны. Первыми моделями домашних приемников были «Искра» и «Звезда», хотя этот перечень стремительно расширялся. Старые радиолы существовали в большом количестве вариантов моделей, отличающихся друг от друга не только ценой, но и техническими характеристиками.

Впервые разработанные на заводах СССР схемы и конструкции первых транзисторных приемников долгое время считались базовыми, причем до появления аппаратуры на микросхемах.

Среди первых моделей радиоприемников в СССР были «Рекорд» и «Москвич». Пятиламповая радиола «Рекорд» была создана в 1944 году на Александровском радиозаводе. Массовый выпуск этих приемников продолжился до 1951 года, причем вместе с моделью «Рекорд» также выпускалась модель «Рекорд-46». Также в 1946 году на базе Московского завода ЗИО был произведен радиоприемник «Москвич».

Несомненно, у этих устройств для трансляции радио было немало преимуществ, но запросы населения по качеству и цене они не удовлетворяли. Поэтому в начале 1947 года по инициативе Министерства промышленности средств связи была налажена работа по изготовлению массового радиоприемника. Такое устройство должно было изготавливаться по образцу зарубежной модели радиолы.

Радиоприемник «Океан»

Первым массовым был «Москвич-В». Поступил он в свободную продажу в 1952 году, причем приобретение новинки не составляло труда. Также «Москвич-В» имел доступную цену. Так, заводская себестоимость устройства составляла 172 рубля, но в 1959 году его цена была снижена до 80 рублей. У первого стационарного радиоприемника были такие особенности:

  • имел диапазоны как средних, так и длинных волн;
  • компактные габариты устройства;
  • удовлетворительное качество радиотрансляции.

Однако в 1961 советская радиотехническая промышленность вышла на новый этап развития – в то время был создан первый портативный приемник, получивший название «Фестиваль». Он позволял транслировать радиопередачи в диапазоне средних волн. Кроме того, радиола работала на одной квадратной батарейке. Продолжительность эксплуатации радиоприемника без замены батарейки могла длиться до 25 часов.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Обзор гибридных наушников LZ-A4

Модели приемников

Старинные радиоприемники включали в себя:

  1. «Атмосферу»: эта радиола хороша зарекомендовала себя среди населения. Первая модель была выпущена в 1959 году, а выпуск таких радиоприемников продолжался до 1964 года. Устройство оснащалось семью германиевыми транзисторами и одним диодом. Принимал радиопередачи, транслируемые в диапазоне средних и длинных волн. Оснащался магнитной антенной и работал от двух батареек, которые обеспечивали шестидесятичасовую бесперебойную работу устройства. Вес «Атмосферы» составлял 1,35 килограмма. Усовершенствованная модель называлась «Атмосфера-2» и она начала выпускаться в 1960 году.
  2. «Комсомолец»: этот диодный радиоприемник выпускался с 1947 по 1957 год. Принимал радиовещание в диапазоне средних и длинных волн. Оснащался внешней антенной и заземлением. Корпус радиоприемника был изготовлен из карболита.
  3. «Ленинград»: выпускался с 1962 года. Портативная радиола работала от десяти транзисторов, и имела 7 диапазонов. Диапазон транслируемого звука достигал 4500 герц.

Советские радиолы. Советские радиоприёмники. Почему их ценят до сих пор

Также популярными в советское время были радиоприемники «Ласточка», «Нева», «Сокол», «Космос», «Планета», «Спорт», «Рубин» и многие другие.

Радиоприемники, изготовленные на заводах СССР, сегодня считаются не только желаемыми экземплярами для коллекций почитателей антиквариата. Высокое качество сборки позволяет с успехом эксплуатировать многие модели радиол и в современных условиях. Примером таких устройств являются модели «Фестиваль», «Рекорд» и «Океан». К тому, же эти радиоприемники имеют доступную стоимость, что также является их преимуществом.

В советские времена одним из популярных средств массовой информации было радио. Радиолы стояли практически в каждом доме. Причем электроника, выпускаемая в Советском Союзе, была настолько живучей, что в народе ходили шутки, будто она выдержит даже ядерную войну. К счастью, проверить это не пришлось, а вот то, что она пережила уже не одно поколение своих владельцев, – это факт…

Радио – в массы

Радиола – бытовое радиотехническое устройство, совмещающее в себе радиоприемник и проигрыватель пластинок. До 60-х годов радиолы в СССР были мало распространены, а в конце 60-х годов и позже ламповой радиолой обзавелась практически каждая советская семья.

Термин «радиола» (radiola) возник в 1922 году в США. Там в одной из компаний, выпускающих радиоэлектронную аппаратуру, в честь растения радиола (вариант – родиола) создали марку под одноименным названием. В СССР термин «радиола» пришел с поставками этой компании аппаратуры, сочетающей радиоприемник и проигрыватель грампластинок.

Первая радиола в СССР – СВГ-К (супергетеродин всеволновый с граммофонным электропроигрывающим устройством, консольный) – была выпущена Александровским радиозаводом в 1938 году. Последней серийной радиолой на пространстве бывшего СССР стала «Серенада РЭ-209», выпущенная в 1992 году Владивостокским заводом «Радиоприбор».

Золотая эра

Золотая эра радиол пришлась на 40-70-е годы XX века. Это объясняется тем, что ламповые радиоприемники тех лет имели крупногабаритный корпус, позволяющий размещать электропроигрывающее устройство где угодно. К тому же они хорошо вписывались в интерьер.

Золотая эра способствовала повальному молодежному увлечению музыкой, как советской официальной, так и полуофициальной и даже иностранной. Иностранная почти вся считалась запрещенной – из-за якобы чуждой советскому строю идеологии. Вот тут-то и спасали радиолы.

Технические характеристики этих приемников позволяли слушать музыку в диапазоне более «чистых» частот, например, на УКВ. Сквозь шипенье и треск советские граждане добирались до западных радиостанций и слушали неведомую западную музыку.

И хотя иностранными языками население в те годы владело слабо («хенде хох», «Гитлер капут», «шнелль» и «доннерветтер» – вот, пожалуй, и весь иностранный словарь комсомольца семидесятых годов), зарубежные песни людям нравились. Ну а бесплатным довеском к ним были «вражьи голоса».

«У него приемник «Грюндиг»

«Вражьих голосов» было много. Радиостанции зарубежных стран, вещающие на русском языке, безжалостно глушились. Руководству страны было важно сохранять коммунистическое единомыслие наших граждан. Что и говорить, радиоприемники всегда представляли опасность для власти. Достаточно сказать, что в довоенное время их необходимо было регистрировать в соответствующих органах…

А вон дантист-надомник Рудик,

У него приемник «Грюндиг»,

Он его ночами крутит,

Советские радиолы. Советские радиоприёмники. Почему их ценят до сих пор

Ловит, контра, ФРГ.

(В. Высоцкий)

Но зачем глушить-то, спросите вы? Ведь можно попросту не производить приемники с коротковолновым диапазоном? Нет, нельзя не производить! Раз в других странах есть приемники с КВ-диапазоном, то и у нас должны быть, чтобы про нас чего не подумали…

Вот так из динамика этого прекрасного устройства узнавали советские граждане все последние новости – например, о смерти Владимира Высоцкого, о вводе войск в Афганистан, о здоровье престарелых генсеков…

Самыми информативными станциями, конечно, были «Голос Америки», «Би-би-си» и радио «Свобода». Именно на «Свободе» читали «Архипелаг» Солженицына, «Остров Крым» Аксенова, «Верный Руслан» Владимова, «Чонкина» Войновича и многое другое…

Однако едва ли не больше, чем новостями, запрещенные в СССР каналы славились музыкой! Безоговорочным лидером тут была программа из Лондона – знаменитый «Севооборот» с Севой Новгородцевым.

Помимо прочего, на «Голосе Америки» по субботам выходила «Танцевальная программа» с Тамарой Домбровской. Нельзя не вспомнить и других ведущих, которые специализировались по жанрам: Лиза Архипова (рок), Билл Макгвайр (джаз, джаз-рок), Джон Мерфи (диско)…

Как уже было сказано, все эти программы неистово глушили, и редкой удачей было поймать частоту, на которой слышимость оказывалась приемлемой. Сегодня смешно вспоминать, но некоторые умудрялись даже записывать эту музыку на магнитофон…

Нарушители эфира

Говоря о радиоприемниках, нельзя не упомянуть о таком феномене советского времени, как массовое увлечение молодежи радиоделом и одновременно «радиохулиганством».

«Радиохулиганы» – это такие радиолюбители, которые изготавливали самовольно передающие устройства и вещали в эфир. Без контроля, цензуры и прочих прелестей.

Увлечение нелегальным радиоэфиром было повальным. Все подростки грезили работой в эфире на средних волнах, а кто имел «шарманку» (самодельный передатчик), тот был в авторитете.

Слушали «Битлов», «Роллингов», Высоцкого и все то, что в официальном эфире было под запретом, передавали музыку по заявкам друзей и подруг.

Чтобы была до конца понятна их дерзость, достаточно вспомнить, что в советские времена даже множительная техника была запрещена, а все печатные машинки ставились на учет в органы госбезопасности…

Однако «радиохулиганы» бесстрашно выходили в эфир. Вещали они на средних волнах, в самом уголке диапазона, каждый придумывал себе звучное название: Маэстро, Болид… Многие играли во «взрослые станции» – крутили музыку, скажем, Аркадия Северного или пели сами под гитару. Нецензурные выражения не приветствовались, но частенько проскальзывали. И этот «перчик» особенно нравился слушателям!

Чтобы отлавливать таких эфирных хулиганов, по городам ездили специальные пеленгационные машины, и ловили самодеятельных шоуменов.

Самое меньшее, что им грозило, – конфискация передатчика. Но при желании могли пришить что угодно – сознательные помехи авиадиспетчерам или даже антисоветчину.

По радио и по почте

Конечно, были в СССР и официальные радиолюбители и радиоклубы, которые легально занимались радиосвязью, имели зарегистрированные позывные и строго определенные частоты вещания. В основном такая связь проходила на ультракоротких волнах.

Советские радиолы. Советские радиоприёмники. Почему их ценят до сих пор

Была цель: достигнуть наибольшего количества сеансов связи по всему миру. Чем удаленней собеседник, тем престижнее. По почте приходили взаимные подтверждения радиосвязи. Поэтому общение строилось в основном на установлении контакта. Музыкой такой сеанс чаще всего не заполнялся.

Конец времени радиол

В конце 70-х годов, в связи с широким применением полупроводниковых приборов и распространением компактных транзисторных радиоприемников, популярность радиол стала падать. Они уступили место другим комбинированным устройствам – магнитолам с компакт-кассетами, а позже – устройствам, содержащим проигрыватель оптических дисков или цифровой проигрыватель. Исчезли и «радиохулиганы», а в эпоху перестройки – и «голоса»…

Радиола «Ригонда-стерео». Модель 1964 года. (первая советская стереофоническая радиола)

Радиола «Беларусь-103». Модель 1969 года.

September 30th, 2016

Продолжаем пороть упоротых ватников. Беспощадно кроем якобы самую передовую страну. Бедные ватнички зациклились на разоблачении Солженицина. А мы зайдем с другой стороны. Бегите ватаны, бегите просить своих кураторов новые методички.

1950-е годы стали “золотым веком” лампового радио. Именно тогда приемники стали по-настоящему массовым атрибутом быта, оставаясь истинным украшением интерьера дома. Приемник “Мир-152″, собранный на “старых добрых” октальных лампах, остается, по мнению многих, чемпионом по качеству и устойчивости приема среди советских аппаратов того времени, и эталоном бытового дизайна.

«Мир-152» 1952 года, «царь-приемник»

Советские радиолы. Советские радиоприёмники. Почему их ценят до сих пор

“Мир” величественно велик — это самый большой советский настольный радиоприёмник. Он поражает наповал сказочной, заоблачной роскошью, этот красавец-циклоп.

Исторически мода на большие радиоприёмники рождена в США в конце 20-х годов, и они всегда занимали нишу сверхдорогих приёмников. В скромной, по сравнению с богатой и размашистой Америкой, Европе этот класс радиоаппаратуры распространения не получил, но был подхвачен и использован в дорогих радиоприёмниках фашистской Германии — этот стиль подчёркивал монументальность и незыблемость “тысячелетнего” третьего рейха.

Schaub super 629W 1937г.

Можно без преувеличения сказать, что в бытовой приёмной технике “Мир” является самым ярким и характерным для культуры того времени образцом. Заводы соревновались в разработке разнообразных схем и ящиков, которые радуют глаз красивой отделкой. Но самым массовым и, пожалуй, любимым приемником 50-х во многих семьях стал «Балтика» рижского завода ВЭФ.

Его характерный обтекаемый дизайн, хорошее качество звучания и относительно невысокая цена, а приемник стоил в те годы пару зарплат квалифицированного рабочего — сделали его «бестселлером» эпохи. Эта модель была настолько популярной, что общий объем выпуска составил более миллиона экземпляров! Во многих фильмах той эпохи этот приемник был непременным предметом интерьера, как «Солдат Иван Бровкин» или современный фильм — «Водитель для Веры»… Была определенная традиция в послевоенные годы, да и в начале 50-х выставлять радиоприемник в окно и слушать музыку и радиопередачи во дворе.

Немного истории

Первые ламповые приемники в СССР появились еще в 30-е годы XX века. Самой первой моделью был «Рекорд», который разработали конструкторы Александровского радиозавода в 1944 году. После этого начался серийный выпуск моделей, который длился до 1951 года. Вторым приемником, уже 7-ламповым, стал «Москвич», который, правда, не был популярным из-за высокой стоимости и сложных конструкторских решений.

В торговле массовый приемник поставлялся под названием «Москвич», и он сразу стал популярным. Кроме доступной цены, он отличался хорошими электрическими качествами, работал в диапазоне средних и длинных волн, правда, хорошо слышна была только речь.

Популярные транзисторные приемники

Как мы уже говорили, эти модели появились несколько позже, а самым первым изделием такого рода стал «Фестиваль». Долгое время самым значительным достижением Союза были именно транзисторные радиоприемники СССР, так как они позволяли получить доступ к альтернативным источникам информации, которые передавались радиостанциями Запада.

«Спидола» начала выпускаться в начале 60-х на Рижском заводе, причем конструкторам завода никто задания по созданию транзистора не давал. И вообще даже не планировалось его массовое производство. Но ввиду неликвидности ламповых моделей, которыми были заполнены склады, требовалось создание чего-то компактного и удобного. И «Спидола» оказалась кстати…

Первые транзисторные радиоприемники СССР, которые были выпущены в массовое производство, сразу стали популярными, никогда не залеживались на прилавках и были востребованы средним классом населения. Примерно в это же время стали поставляться транзисторные приемники Ленинградским заводом. Устройства получили название «Нева» и строились на основе 6 транзисторов и Они позволяли принимать передач радиовещательных станций в диапазоне длинных и средних волн. Стали активно разрабатываться и карманные транзисторные приемники, которые впоследствии выпускались уже серийно.

Высший класс

Самые популярные радиоприемники СССР высшего класса — это «Октябрь» и «Дружба». Первая модель выпускалась в Ленинграде с 1954 года и имела ряд конструктивных особенностей. Так, переключатель диапазонов вращался посредством а устранением шумов при смене диапазонов обеспечивалось специальным устройством в виде добавочных контактов, расположенных на фиксаторе переключателя.

Минским заводом имени Ленина выпускалась еще одна модель первого класса — радиола «Дружба», производство которой началось с 1957 года. Этот радиоприемник состоит из 11 ламп, корпус имеет трехскоростной проигрыватель, поэтому возможно воспроизведение обычных и долгоиграющих пластинок. Можно задать низкую скорость проигрывания благодаря мягкому ролику, что также позволяет оцифровывать старые пластины.

Оцените статью
Экодача