Виды и особенности проигрывателей винила
Для начала дам просто самое краткое перечисление: стол, мотор или привод, тонарм и головка звукоснимателя. Провода и находящийся несколько особняком фонокорректор. Пока просто запомним этот список и разберемся с некоторыми его составляющими.

Пластинка — это диск с нанесенной по спирали канавкой, соответственно, для ее воспроизведения нужно что-то, что будет вращать этот диск по часовой стрелке и что-то, что будет считывать канавку и преобразовывать механические колебания в электрический сигнал. Внешне задача не кажется сверхсложной, даже преобразованием и электрическим током для начала можно пренебречь, ведь именно так происходило во времена валиков, патефонов и граммофонов.
Те старинные аппараты не имели ни электрического привода, ни вообще каких-либо электрических схем. В качестве исторического и отчасти технического экскурса советую для начала обратиться к книге Ласло Дегрелла «Проигрыватели и грампластинки». В ней многое описано достаточно подробно, по крайней мере до определенного временного периода.

Правильное понимание процессов, пусть и на начальном уровне, позволит делать корректные оценки, соотнося то или иное проявление в звуке с работой отдельных узлов проигрывателя.
А пока вернемся к нашему идеальному и потому совершенно абстрактному проигрывателю. Первое и совершенно необходимое в конструкции — система привода, обеспечивающая вращение пластинки. Без нее никак. Дальше могут быть совершенно разные варианты — разные типы головок звукоснимателя, разные тонармы, разные системы, вплоть до аппаратов, считывающих канавку лазером, но привод и система вращения диска никуда не денутся. И сразу стоит запомнить, что привод и его работа — одни из основ итогового звучания.
То, что делает привод (хорошо, плохо или с особенностями), невозможно компенсировать работой и свойствами других узлов.
Следующий элемент конструкции — головка звукоснимателя. Головки опять же делятся на различные конструктивные и функциональные типы, и их мы пока оставим в стороне, это тема для отдельного разговора. И раз есть вращающаяся пластинка и головка, считывающая канавку иглой, должна быть система, позиционирующая головку относительно канавки. За это отвечает тонарм.

Кому-то может показаться, что это объяснение похоже на попытку втолковать, что 2 2 равно четырем, но моя практика показывает, что очень много непонимания кроется в самых простых вещах, в азах, с которыми нужно разбираться с самого начала. Да, систематизировать и разобраться может практически каждый, но почему же тогда этого не происходит?
Дальше нужно упомянуть еще несколько составляющих винилового тракта. Например, фонокорректор. Но его я вполне логично отношу к усилительной части, не увязывая напрямую с проигрывателем.
Кроме этого, существует много мелких сущностей — всевозможные аксессуары и дополнения. И их не просто много, а очень много, и частных случаев здесь больше, чем закономерностей. Поэтому тоже сделаем закладочку на будущее и потом обстоятельно поговорим про провода, маты и клэмпы, подставки под шипы и виброразвязывающие платформы, про опциональные ножки, кисточки для чистки пыли и про многие другие вещи, попадающие в эту категорию. Тонармы, головки и фонокорректоры тоже заслуживают отдельного рассказа.
К тому же есть еще одна деталь проигрывателя — деталь или конструкция, которую подчас не замечают, и очень напрасно. Это то, что мы называем столом. Я не называю эту деталь корпусом, потому как проигрывателей, у которых корпуса в привычном смысле нет вовсе, более чем достаточно. Но некая конструкция, собирающая в единое целое все детали и обладающая кроме того многими другими свойствами, например, взаимной виброразвязкой, регулировками по уровню, да и много чем еще, обязана присутствовать.

Хорошо, если о нем вспомнят в контексте виброразвязки. А помнить надо, ведь эта конструкция не прощает пренебрежения. Обращаете вы на нее внимание или нет, а на звук и функционал стол обязательно повлияет. И возможностей влияния тут ничуть не меньше, чем у диска или мотора. Почему? Потому что у всех материалов есть свои собственные резонансные свойства, и если уж тоненький мат на диске или карбоновая проставочка между головкой звукоснимателя и шеллом привносят изменения в звук, то было бы наивно полагать, что стол, его конструкция и материалы ничего не привносят.
В некоторой мере представление о разнообразии материалов и конструкций можно почерпнуть в обзорах «Из чего только не делают проигрыватели виниловых пластинок.» Часть 1 и Часть 2. Но помните, материал, если это только не копеечный пластик, или что-то аналогично непотребное, не стоит рассматривать вне контекста конструкции.
Понятно, что конструкций столов может быть очень много. Если это помножить на возможные материалы, вариаций станет еще больше. Но выделить я бы хотел две принципиальные реализации. Первая — жесткая конструкция стола, не имеющая пружинящих деталей. Вторая реализация — столы с субшасси или с подвесом — со всем тем, что пружинит.
Жесткие конструкции могут различаться формой, весом, материалами, но при внешнем различии схожего у них больше, чем у столов «с развязкой». Последние могут радикально отличаться и по свойствам, и по поведению. Например, с одной стороны можно изучить субшасси и развязку у классических проигрывателей Thorens и Linn, а с другой — посмотреть на реализацию у SME 20/12.
Можно поискать сходство, но сходство будет только в том, что в обоих случаях найдутся эластичные элементы. Поведение же конструкций окажется совершенно разным: с одной стороны, известная капризность Thorens и Linn, с другой — «железобетонная» устойчивость SME. И это только самые простые примеры, есть проигрыватели даже с активными системами стабилизации столов. Их мало, но и такие технические крайности в природе встречаются.

А пока мы препарировали некий абстрактный проигрыватель, разложили его на составляющие. Но понятней задача от всего этого не стала, пока я лишь обозначил то, что на все составляющие стоит обратить внимание и перечислил их. И очень надеюсь, что уже сейчас понимающих «масштаб бедствия» станет немного больше…
Здесь может показаться уместным вопрос: если мы не разрабатываем проигрыватель самостоятельно, то мы не можем повлиять на все составляющие. Это отчасти так и это скорее даже хорошо. Потому как чтобы понять механику на уровне разработчика, нужно уйти в тему намного глубже, чем подразумевает эта статья, да и все последующие.
Это тупиковый путь, потому что можно бесконечно перебирать составляющие без понимания взаимосвязей, и тогда останется только пробовать угадать результат.
Отвечая на последнюю часть вопроса — что на что влияет, скажу — все и на все. Никак не меньше. Это как при варке супа: если вы добавили разных специй, они уже не будут существовать в нем по отдельности, только вместе. Один и тот же набор, добавленный в разные супы, может дать и прекрасный вкус, и тошнотворные помои…
Поэтому прежде чем добавлять или пробовать, лучше понять смысл «базового супа» и отдельных специй. Искать простые решения и ответы не получится, как бы ни хотелось. Классический отрицательный пример (весьма распространенный) из моей практики: купил человек проигрыватель, добавил какой-нибудь мат — сразу получил «космос», клэмп прикупил — опять «космос», поменял ножки, провод, еще что-нибудь — все «космос» и сплошной восторг.

— Система привода: диск, подшипник, мотор, все то, что мотором управляет и обеспечивает его питанием;
— Головка звукоснимателя любого типа — то, что считывает механическую систему дорожки и преобразует это в электрический сигнал;
— Тонарм — конструкция, предназначенная для правильного позиционирования головки в процессе считывания канавки пластинки;
Характеристики проигрывателей винила
Мотор — сердце винилового проигрывателя. Он должен быть мощным, плавным и бесшумным. Мотор вращает опорный диск и может делать это тремя разными способами:
- С помощью резинового ремня (пассика). Самый популярный тип привода мотора среди меломанов, надежный и обеспечивает равномерное вращение.
- Напрямую. Самый распространенный тип привода среди диджеев — позволяет делать скрэтчи и не бояться, что слетит пассик.
- Роликовый. Прорезиненный ролик прижимается к опорному диску. Наименее распространенный тип из-за того, что передает много вибраций от мотора к диску. Был популярен в старой технике, однако есть и удачные примеры среди современных устройств.
Самые популярные скорости вращения дисков:
- 45 оборотов в минуту для EP, синглов и других маленьких пластинок;
- 33 оборота в минуту для полноценных LP;
- 78 оборотов в минуту ныне устарел и нужен только для старых пластинок из шеллака.
Мотор раскручивает опорный диск, на который кладется пластинка. Он должен быть массивным, как маховик, чтобы вращаться равномерно даже при огрехах в работе мотора. При этом он не должен создавать посторонних вибраций.
Самые популярные материалы опорного диска:
- Металл — прочный, массивный, вибростойкий и наиболее популярный среди всех категорий проигрывателей.
- Пластик — не обычный, а специальный, утяжеленный и стойкий к вибрациям, дешевле металла и чаще используется в бытовых моделях.
- Акрил — более технологичный и совершенный, чем пластик, нередко используется в дорогих проигрывателях.
- Стекло и керамика — экзотические материалы, применяемые даже не столько из-за каких-то уникальных параметров, сколько благодаря эффектному внешнему виду.
Диаметр опорного диска обычно равняется 300 мм, плюс-минус 30 мм. Для прослушивания диаметр не имеет особого значения, а вот диджеям удобнее работать с широким диском.
Звукосниматель
Звукосниматели считывают аудио с пластинки и превращаю его в электричество. Они бывают двух типов:
- ММ, или moving magnet — в них магнит прикреплен к игле и движется рядом с закрепленными катушками, создавая в них ток. Популярен во всех устройствах, особенно начального уровня — в том числе потому, что создает довольно высокое выходное напряжение, удобное для большинства усилителей.
- МС, или moving coil — здесь все наоборот: катушки двигаются, магнит закреплен. Сигнал получается довольно слабый, поэтому МС-звукоснимателям понадобится дополнительный предусилитель.
Звукосниматель заключен в специальный картридж, который можно легко сменить. Таким образом, проигрыватель легко апргейдить: на рынке есть тысячи различных звукоснимателей всех возможных ценовых сегментов. Какие-то улучшают динамику звука, некоторые позволяют услышать больше деталей, а какие-то меньше царапают пластинку. Меломаны со стажем нередко имеют по картриджу на каждый жанр музыки.
Форма тонарма
Звукосниматель закреплен на тонарме — он обеспечивает правильное распределение веса и положения иглы относительно пластинки. Наиболее распространены два типа — изогнутый (S-образной формы) и прямой. Изогнутые обычно предпочитают меломаны, прямые — диджеи. Общее в них то, что они перемещаются по дуге относительно пластинки, в результате возникает погрешность слежения, проявляющаяся как небольшие искажения, особенно заметные в крайних положениях тонарма — в начале и в конце записи. Изогнутая форма S-образных тонармов призвана компенсировать эти искажения, обеспечивая наименьшую погрешность слежения.
Но всегда есть особенности. Например, прямые тонармы будут интереснее тем, кто в будущем рассчитывает на апгрейд картриджа. Легкий вес прямых тонармов позволяет им хорошо сочетаться с картриджами уровня Hi-End, которые также делают легкими, чтобы игла свободнее колебалась, а в звуке было больше динамики. S-образные тонармы, напротив, чаще всего тяжелые, и к ним подходят жесткие картриджи, работающие с большой прижимной силой.
Для записи винила применяется тангенциальный тонарм, в нем записывающая игла расположена на шасси и движется всегда параллельно пластинке.
В Hi-End аппаратуре иногда можно найти такой же, только для воспроизведения звука. Получается, как пластинка записывалась, так она и воспроизводится, погрешность слежения отсутствует, искажений нет. Правда, такие штуки немало стоят и требуют специального ухода.
Автоматика
Полностью автоматизированный проигрыватель подойдет новичку. Нужно нажать лишь кнопку воспроизведения, и устройство само установит тонарм в начало дорожки, а когда та закончится — вернет все на место. Однако многие меломаны предпочитают сами устанавливать тонарм, поэтому во многих проигрывателях есть лишь функция автостопа, которая в конце записи приподнимет звукосниматель над пластинкой и отключит ее вращение.
Диджеям и аудиофилам автоматика только мешает. Первым — потому что они хотят сами контролировать воспроизведение. Вторым — потому что любая автоматика идет рука об руку с электромагнитными помехами, которые ловит звукосниматель.
Большинство современных проигрывателей подключаются через RCA разъемы к усилителю или активной акустике.
Диджейские и Hi-End устройства могут быть оборудованы цифровыми портами (например, SPDIF). Некоторые модели могут подключаться к ПК через USB или беспроводным наушникам по Bluetooth.
Варианты выбора проигрывателя винила
Оживить коллекцию старых советских пластинок поможет проигрыватель типа «все в одном». Многие из них позволят даже оцифровать записи и носить их всегда с собой. А внешний вид таких аппаратов понравится любителям винтажа и ретро.
Послушать современные фирменные записи даст возможность проигрыватель со встроенным фонокорректором и ременным приводом. Достаточно лишь подключить его к активным колонкам или усилителю обычными RCA «колокольчиками». Многие модели позволяют отключить встроенный фонокорректор и подключить внешний для апгрейда системы.
Отсутствие фонокорректора и прямой привод мотора — верный признак того, что аппарат разрабатывался с учетом потребностей диджеев. Однако и простые меломаны не обходят проигрыватели для диджеев стороной — подкупает качественный звук, надежная конструкция и интересный дизайн.