Магнитофоны 80-90-х годов 18 фото обзор японских моделей и лучших кассетных советских Какие из них лучше

Введение

Сразу обозначим рамки: говорить в этой статье будем только о кассетных деках, то есть отдельных компонентах, без усилителя, без радио, без встроенных динамиков, не переносных, то есть работающих от бытовой сети электропитания. Не потому что магнитолы или «вокманы» не заслуживают упоминания, но потому что иначе размер статьи может превысить все разумные пределы, да и хочется оставить еще пару тем на потом. Также статья не претендует на глубокий технический разбор, а скорее предназначена для энтузиастов начально-среднего уровня подготовки.

А еще я, пожалуй, оставлю за рамками все отечественные изделия. Во-первых, реально хороших дек у нас никогда не было, а то, что было, с переменным успехом слизано с зарубежных образцов. Маяки, Ноты, Вильмы, Радиотехники — чего уж скрывать, любой владелец отечественной деки не сильно долго думая променял бы ее на AKAI или Technics.

Немного истории

Если смотреть на менее заметные тогда бренды, то стоит отметить Alpine. Да-да, они делали и домашние деки, а не только автомагнитолы, более того, часть алпайновских дек брендировалась как Alpine/Luxman. Alpine AL-85/90, например, может не только побороться за звание самой красивой деки, но и функциональна — калибровка и все остальное в наличии. Luxman делал и деки под своим брендом, говорят, звучат они неплохо.

Alpine AL-85. Эффектна до невозможности! В руках сам лично не держал, но, судя по отзывам, не только красива, но и очень хороша. Довольно редкая штука, ценник ее обычно превышает 1 000 USD за аппарат в приличном состоянии

Onkyo/Integra, Marantz, Yamaha и прочие тоже делали неплохие аппараты, особенно если рассматривать старшие модели. Aiwa была вполне успешна, но потом ее купила Sony, как, впрочем, и немецкую Wega. Aiwa XK-9000 весьма и весьма неплохой аппарат, а некоторые модели двухкассетных дек Aiwa умели за один прогон записывать сразу две стороны, за что были нежно и трепетно любимы советскими студиями подпольной звукозаписи.

JVC DD-VR9. Прямой привод, три головки, все как надо. Кроме этого — моторизованная выезжающая панель управления (нижняя левая часть, где лого JVC). Там куча дополнительных функций. Красивая, но в случае поломки поиск запчастей станет серьезной проблемой

JVC и Kenwood в 80-е были отдельными компаниями и тоже местами составляли неплохую конкуренцию грандам. У меня в пользовании есть Kenwood KX-1100HX —отличная и недорогая дека с полным функционалом, кроме регулировки азимута. Досталась, можно сказать, за копейки — купил на немецком Ebay за 125 евро.

Также неплохая модель KX-2060, но это уже редкость. У JVC есть несколько очень красивых и интересных дек, особенностью которых является расположение кассетоприемника с правой стороны деки. Denon тоже отметился множеством моделей, некоторые из них с плоской моторизованной загрузкой кассеты (как в CD плеер).

Для начала нужно немного заглянуть в историю появления кассетного магнитофона. Ведь не каждый человек знает о том, что самый первый из них появился еще в 30-х годах прошлого столетия. К тому же произошло это на родине Третьего Рейха. Выпустила такое устройство компания C. Lorenz AG. Тогда такой магнитофон имел магнитную проволоку в своей основе. А вот такой прибор с магнитной лентой появился только в 50-х годах. Им стал Loewe Optaphon.

В Советском Союзе «кассетникам» не придавали особого значения. Обходились катушечными или, как их называли в народе, бобинными магнитофонами. В 1964 году компания Philips выпустила портативное кассетное устройство для воспроизведения ранее записанных кассет. Это послужило причиной задуматься над выпуском своей продукции. Ведь «заграничные» новинки стали расходиться на ура.

Так, в 1969 году на харьковском радиозаводе «Протон» была разработана советская модель кассетного магнитофона, аналогом которой и послужило «заграничное устройство». «Первенец» получил название «Десна». Со временем было выпущено еще несколько других, не менее известных в свое время советских моделей. Однако «заграничные» магнитофоны продавались все так же активно.

Популярность «кассетников» смогла продержаться до начала 90-х годов, когда им на смену пришли CD-магнитофоны. Произошел такой спад по причине улучшения качества звучания. Старые модели попали в немилость и перебрались в кладовые или гаражи своих хозяев.

Когда на них опять появился спрос, их достали со своих убежищ. Те, кто любил слушать музыку на кассетах, оставили их себе, а те, кто захотел на них просто заработать, выставили их на продажу. Так как в Советском Союзе качественных моделей было слишком мало, то популярность набрали именно импортные модели, которые в 80-е годы достать было просто невозможно.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Правила выращивания цветов ранункулюс (лютики) для открытого грунта

Известно, что кассетные магнитофоны обрели популярность, начиная с 1960 годов, и продержались примерно до конца девяностых, пока их не убили аудио компакт-диски.

Разница в качестве звука была настолько огромна, что шансов у кассетников не было. Все довольно быстро забросили свои кассетные магнитофоны и началась эпоха audio-CD.

Конструкция. Валы, головки и так далее

Серьезную часть статьи начнем с разбора механики и особенностей конструкции дек. Механика деки большей частью локализована в блоке лентопротяжного механизма, сокращенно ЛПМ.

Основная задача ЛПМ — подавать ленту с максимально стабильной скоростью вдоль головки, забирая ее с подающей катушки, не допускать перекосов и собирать ленту на принимающую катушку. Казалось бы, задача простая, но… на самом деле нет. Учитывая небольшую скорость (всего 4,76 см/сек) и ширину ленты (3,81 мм), отклонение даже на долю процента исказит звук, особенно если скорость не просто ниже или выше, а меняется. Получается эффект «плавающего» воспроизведения.

Обычно в английском языке точность работы ЛПМ измеряется параметром «wow & flutter», в русском применяется термин «детонация». В хороших японских деках этот параметр не превышал ±0,04% (DIN). Для сравнения, одна из лучших дек в СССР нулевого класса «Маяк 010 стерео» имела заявленный коэффициент детонации ±0,15%, то есть примерно в четыре раза больше.

Примерно те же 0,1 — 0,15% были заявлены в большинстве бюджетных кассетных дек от любых приличных зарубежных производителей. Перекос же ленты (подача ее немного не под нужным углом вдоль головки) тоже крайне неприятная штука, способная весьма существенно влиять на АЧХ воспроизводимой записи. Эта проблема была решена изобретением механизма ручной (а потом и автоматической) коррекции азимута головки воспроизведения (блока головок). Но об этом чуть позже.

Почему стали переходить на аудио кассеты?

Тем не менее, со временем, наслушавшись вдоволь цифровой музыки, некоторые любители музыки стали ностальгировать по прошлому и часть из них решила вновь перейти на кассетные магнитофоны, вспоминая приятное аналоговое звучание. Давайте назовем их кассетолюбами.

Кассетолюбы побежали доставать из кладовок и гаражей магнитофоны времен СССР и на них пытались слушать музыку. Но быстро сообразив, что качественных кассетных магнитофонов в то время в Союзе не существовало, быстро перешли на импортные, которые в 80-х были практически недоступны.

Мечту молодости стало проще осуществить, благодаря доступным ценам на старые кассетные магнитофоны. Поэтому любители кассетных дек стали выкупать за бесценок японскую и другую импортную технику. Правда, это продолжалось не долго. Так как общими усилиями кассетолюбы с коллекционерами взвинтили цены на магнитофоны до небес.

Рынок мгновенно отреагировал на спрос.  Кассетные магнитофоны, которые до этого выбрасывали в мусорку, стали расти в цене вместе с аудио кассетами, которые недавно были ненужными.

Сейчас некоторые японские модели выставляют на продажу за 5-6 тысяч долларов. Тем не менее, те, у кого бюджет поскромнее, вполне могут отыскать кассетник от 50 до 500 долларов.

Две или три головки?

С равномерностью движения пленки закончим и перейдем, собственно, к получению и записи сигнала с/на пленку. Важная, если не самая главная часть любой кассетной деки — это головки, они же головы, они же heads.

Если одна головка, то перед вами — плеер без функции записи. Стационарные деки обычно имеют функцию записи, а значит, головок там стоит минимум две. Одна из них — стирающая (чтобы удалить старую фонограмму), а другая — универсальная, умеющая и воспроизводить, и записывать. Эта конструкция называется «Two Heads» и также упоминается только в технических разделах инструкций по эксплуатации.

Красным показаны стирающие головки, можно заметить, что они отличаются не только внешними габаритами, но и местом расположения. Зеленым — комбинированная головка в двухголовочной деке, совмещающая в себе функции и записи и воспроизведения. Синим — «сэндвич» из двух головок, отдельно записывающей и отдельно воспроизводящей в одном корпусе. Оранжевым и желтым — дискретные головки записи и воспроизведения соответственно

Зачем нужно иметь сразу и воспроизводящую и записывающую головки? Ответ простой и очевидный: три головки могут работать одновременно, и в этом случае можно сразу контролировать результат записи. Записывающая головка всегда находится до воспроизводящей, и на таких деках всегда присутствует переключатель Tape/Source, который переключает выход.

В режиме Tape мы услышим сигнал с воспроизводящей головки, а в случае Source — на выход направится сигнал, поданный на вход деки. При правильной коммутации усилителя нажатием этой кнопки можно в реальном времени сравнивать то, что подали и результат после записи. Очень полезная и крайне нужная функция, если вы собираетесь записывать на кассеты сами.

Как мы выбирали магнитофон для тестов?

Наблюдая за этим безобразием, нам стало интересно, насколько хорошо или плохо звучали кассеты. В добавок к этому, в ходе нашего сегодняшнего теста, мы решили послушать давно забытые песни любимых исполнителей на аудио кассетах.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Чем и как штукатурить газобетон внутри помещения?

Магнитофоны 80-90-х годов 18 фото обзор японских моделей и лучших кассетных советских Какие из них лучше

Как говорилось выше, цены на топовые Японские магнитофоны кусались, поэтому для теста пришлось искать деку, доступную по цене и при этом с хорошими характеристиками.

Поскольку кассетным магнитофонам минимум по 20 лет (а точнее, от 20 до 60 лет), нужно было найти живой экземпляр с надежным и простым лентопротяжным механизмом и хорошими характеристиками.

В те времена была одна известная фирма, которая выпускала аудиотехнику как раз по таким критериям. Это фирма NAD. Мы остановили свой выбор на магнитофоне NAD 614.

У кассетной деки NAD 614 простой лентопротяжный механизм, два мотора и две головки, ручная регулировка тока подмагничивания и возможность записывать аудио на все типы кассет.

Кассету для магнитофона мы купили TDK SA100 Type ll, запечатанную, 90-го года выпуска. У этого типа кассет хорошие характеристики и небольшой уровень шума.

Калибровка ленты

Еще одна крайне полезная и нужная функция для тех, кто собирается записывать сам — наличие в деке функции калибровки записи под конкретную пленку. Теоретически, специальный орган IEC стандартизовал в свое время параметры подмагничивания всех четырех типов кассетной пленки, но в силу различных причин реальные характеристики каждой конкретной пленки могут требовать подстройки тока подмагничивания, уровня записи и так далее — причем желательно поканально.

Работает это так: дека переводится в режим калибровки, включается запись и задача пользователя — выставить нужные уровни сигнала на индикаторе, подкручивая регуляторы. Корректировка производится в реальном времени, поэтому ради точной подстройки нужны оба сигнала для сравнения — и поданный для записи, и воспроизведенный после записи, а значит, будет задействованы и обе головки.

Желтым прямоугольником обозначено управление ручной подстройкой тока подмагничивания и уровня записи. Дека Kenwood KX-1100HX

Существуют, безусловно, и автоматические функции калибровки — мне такие попадались (как на трех-, так и на двухголовочных деках), но если на трехголовочных поданный и записанный сигнал сравнивает процессор или пользователь в реальном времени, то на двухголовочных сначала записывается сигнал с разными параметрами, потом перематывается пленка и анализируется полученный результат, уже только процессором. Я пробовал как ручную, так и автоматическую калибровку, и мой личный выбор — ручная.

Тестируем запись и воспроизведение музыки

Мы решили для начала записать тестовую музыку с качественного источника, звуковой карты Focusrite Scarlett 2i2, и послушать звучание. В качестве усилителя мы взяли NAD304.

Мы сделали небольшой сборник разных песен по 1 минуте и записали его на кассету. Ниже вы можете прослушать, как звучит запись с кассеты в оригинале.

Для прослушивания нужен хороший интернет! Размер видео 618 МБ  

Послушав музыку на кассете, мы решили замерять характеристики нашего кассетного магнитофона с помощью программы RMAA. Эта программа покажет реальные характеристики нашего магнитофона.

Поколения

Глобально можно разделить деки на несколько поколений. Первое поколение отличалось сугубо механическими клавишами управления ЛПМ, головками Ferrite, стрелочными индикаторами и горизонтальной загрузкой кассеты.

Где-то в середине 70-х начали появляться механизмы с соленодами (псевдосенсорное и сенсорное управление) — пользователь нажимал на кнопку, кнопка замыкала контакты электромагнитного реле и, например, блок головок прижимался к ленте.

В конце 70-х и начале 80-х появились сендастовые и прочие усовершенствованные головки, способные работать с лентой IV типа (Metal); далее начали появляться LED и другие цифровые индикаторы вместо стрелочных.

Примерно с середины 80-х началась эра упрощения: дискретные элементы заменялись на микросхемы, но все уже автоматическое, пульты дистанционного управления и прочие бытовые радости.

Поэтому, выбирая деку, надо понимать, что стрелочных индикаторов у деки из 90-х совершенно точно не будет, а если вам нужен максимально винтажный вид, то ленту IV типа на деке 1975 года вы вряд ли перезапишете.

Technics RS-630US. Стрелочки, необычный способ загрузки, механическое управление. Красивая, но довольно пустая. Две головки, один тонвал, калибровки нет, выбор типа ленты вручную. Зато есть вход для двух микрофонов!

На этом, пожалуй, закончим с описанием главных техническо-конструкторских изысков и перейдем к обзору производителей, где рассмотрим всякие-разные усовершенствования, изобретенные и внедренные в заметных деках прошлого.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:  Как оригинально украсить интерьер стены своими руками || Декор стен своими руками способы и их реализация в квартире

Замеряем характеристики NAD 614

Магнитофоны 80-90-х годов 18 фото обзор японских моделей и лучших кассетных советских Какие из них лучше

Сначала мы замеряем характеристики без кассеты. Затем подаем сигнал на вход магнитофона и снимаем с линейного выхода.

Результаты замеров аудиотракта магнитофона без кассеты

Посмотреть все

Результаты замеров магнитофона с кассетой 

Посмотреть все

Выводы

Магнитофоны 80-90-х годов 18 фото обзор японских моделей и лучших кассетных советских Какие из них лучше

На самом деле, кассетный магнитофон звучит не плохо. Но сам факт увлечения кассетами больше похож на ностальгию по прошлым временам. В итоге, наш купленный магнитофон NAD займет достойное место на нашей стойке и мы тоже будем иногда прослушивать кассеты, вспоминая далекое прошлое.

Но рассматривать кассетный магнитофон, как высококачественный источник аналогового звука, не стоит. Кроме того, следует помнить, что механизм магнитофонов за продолжительное время эксплуатации может быть очень изношен. Поэтому никто не может знать, как долго он проработает. Запчастей к старым магнитофонам не выпускают, поэтому ремонт будет затруднительным и затратным.

Nakamichi DRAGON один из лучших аппаратов, средняя цена $2000

Ясное дело, владельцы кассетных магнитофонов, особенно дорогих моделей Nakamichi будут спорить по поводу разницы в качестве звука, аргументируя, что для теста мы выбрали магнитофон не топовый, а среднего класса.

На самом деле, все характеристики упираются в кассету. Даже используя самые лучшие кассеты II(CrO2) или IV (Metal) на топовых моделях магнитофонов Nakamichi, максимум, на что можно рассчитывать, это:

  • частотный диапазон 20 — 20 000 Гц;
  • отношение сигнал-шум 60 дБ, без Dolby;
  • разделение каналов 40 дБ;
  • коэффициент детонации 0,08 %.

Безусловно, для кассетника это очень хорошие характеристики. Тем не менее, в 21 век это нельзя назвать качественным звучанием.

Если вы решили купить себе магнитофон, старайтесь выбирать таковой без автореверса, внешне в идеальном состоянии. А при осмотре, если вы не профи в кассетных деках, возьмите с собой специалиста, который сможет оценить состояние деки.

Стоп, а как же Европа?

Ладно-ладно, хорошо, вы правы. Без как минимум двух европейских производителей эта статья будет неполной. Начнем с более очевидного — Studer/Revox. Вилли Штудер, основавший компанию Штудер в середине 20-го века, был гениальным инженером. Его катушечные магнитофоны стали де-факто стандартом для записи звука во многих студиях.

Не мог Studer оставаться в стороне и от кассетных дек. Особенностями штудеров и ревоксов является оригинальная конструкция без пассиков и совершенно потрясающее качество производства — настоящий «Made in Swiss» со всеми вытекающими. Ну и крайне оригинальный внешний вид, который узнаваем за долю секунды.

Revox B-710 mkII. Сделан как танк, выглядит лаконично и стильно, как Rolex. Штудер не разменивался на компромиссы: три головки и два тонвала — это минимум для любой деки производителя

Еще один производитель, сделавший не очень много моделей, но крайне авторитетный в кругах знатоков — это норвежский Tandberg. Топовая модель компании TCD-3014A мне в руки не попадалась, но я имел опыт с TCD-440A и TCD-310A. Выглядели эти две деки как странный гибрид танковой рации и магнитофона Электроника 302, но в отличии от Электроники ничего не люфтило, не скрипело и работало так, как не снилось и лучшим советским кассетным декам.

Tandberg TCD 3014A, начало-середина 80-х. Все, как мы любим: три головки, два тонвала, ручная калибровка по двум частотам и даже ручная регулировка азимута воспроизводящей головки

Кроме этих двух, в Европе (да и в Японии тоже) деки производили все кому не лень. Не забывайте, что кассетная дека была тогда одним из вполне себе штатных источников в любой стереосистеме, и не удивляйтесь декам под брендами NAD, Dual и даже Thorens. Разумеется, куда же без Siemens, Telefunken, Grundig, а также почивших ныне в бозе ITT, Nordmende, Braun и прочих аудиобрендов.

Минималистичный комплект Braun Atelier. Дека Braun C2 — верхний компонент в системе. Моторизованная горизонтальная загрузка кассеты, как в CD-проигрывателе ниже, позволила существенно сэкономить высоту компонента. Стоит принять во внимание, что в Европе тех лет стандартом соединительных разъемов был пятиштырьковый DIN, так что придется позаботиться о комплектах проводов или переходников

Резюме

В общем и целом, в рамках одной статьи невозможно рассказать о всех нюансах и интересных фактах из мира высококачественных кассетных дек. Мир этот забавен: есть в нем место и откровенно посредственным устройствам, маскирующимся под хорошие, и качественным, выглядящим как посредственные. Примерно 40 лет длилась эпоха массового кассетостроения, и за это время наделали их огромное количество.

https://www.youtube.com/watch?v=0whdleDDr5A

Опыт мой скромный, но позволю себе дать несколько советов начинающим. Возможно, кому-то они помогут избежать набивания шишек.

Оцените статью
Экодача
Adblock
detector